Декоративно прикладное творчество для малышей

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей
г. Пролетарск Ростовской области

ПРИНЯТО/СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического
совета
Протокол от «25» мая 2023г.
№5

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Тип программы: персонифицированная
Возраст детей: от 5 до 7 лет
Срок реализации: 1год (72часа)
Разработчик: педагог дополнительного
образования Чернышова Вера Анатольевна
ID номер программы в АИС «Навигатор»

г. Пролетарск
2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 3
1.1 Краткая характеристика ................................................................................ 3
1.2 Законодательная база ..................................................................................... 3
1.3 Планируемые результаты .............................. Error! Bookmark not defined.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК...................... 8
2.1 Учебный план ................................................................................................. 8
2.2 Календарный учебный график....................................................................... 9
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .................................................................. 16
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......................................................... 20
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ .......................................... 20
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................ 21
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................... 22

2

I.
Пояснительная записка
1.1 Программа «ДПТ малышей» вводит ребенка в удивительный мир
творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности,
предусматривает развитие у дошкольников изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления,
творческой индивидуальности.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный
образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика
орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими
ценностями.
Бумага, картон, пластилин, природный и подручный материал -остается
инструментом творчества, который доступен каждому. Занятия прикладным
творчеством приносит радость побед и удовлетворённости своей работой.
1.2 Программа «ДПТ для малышей» разработана на основе анализа концепций
художественного -эстетического образования и программ, представленных в
общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с
общими идеями: и в соответствии следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Мин. Просвещения России от 28.12.2018 №345» О
федеральном перечне учебников рекомендованных к использованию при
реализации образовательных программ.
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
3

обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
- Уставом и локальными актами учреждения.
- Положением о рабочей программе МБУДО ЦДОД г. Пролетарска
- Согласно учебного плана МБУДО ЦДОД на 2023-2024 уч. год
1.3 Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает
необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью,
искусство работы с бумагой и природным и подручным материалом в
детском творчестве никогда не потеряет своей актуальности. Программа
предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть
периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и
сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности обучающимся
дошкольного возраста.
1.4 Отличительные особенности программы
Новизной данной программы является- составление программы основано
на тематическом календарном плане детского сада и имеет привязку к
занятиям в детском саду с учётом времён года.
Программ разработана на основе анализа концепций художественного эстетического образования и программ, представленных в
общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с
общими идеями: и в соответствии следующих нормативно-правовых
документов:
1.5 Характеристика программы
Направленность программы-художественная
Тип программы- модульная реализуемая в сетевой форме
Вид программы - модифицированная
Уровень освоения программы –стартовый
1.6 Объем и срок освоения программы - данная программа является очной;
рассчитана на один год обучения -72 часа 36 учебных недель с (сентября по
май)
Содержит 3модуля в них содержится 14 различных разделов,
рассчитанных на сетевую реализацию, при не возможности проведения
очных занятий, предусмотрены дистанционные с использованием
дистанционных технологий на образовательных площадках
1.7 Режим занятий - 2раза в неделю по 30 минут. Возраст детей 5-7 лет.
По данной программе успешно занимаются дети ОВЗ – (логопедической
группы), а также дети с другими отклонениями здоровья, посещающие
группу детского сада не имеющие медицинских отводов.
1.8 Тип занятий – предусмотрены различные типы занятий; теоретические
практические комбинированные контрольные и диагностические.
1.9 Форма обучения очная при необходимости дистанционная на
образовательных платформах «ЗУМ» и «Сферум»
1.10 Адресат программы -программа рассчитана на детей дошкольного 54

7лет младшего школьного возраста.
По современным требованиям наполняемость группы проходит в
соответствии к современным требованиям и организации образовательного
процесса для детей инвалидов и ОВЗ. C учётом психофизических и иных
особенностей обучающихся
Психофизические особенности детей дошкольного возраста. Дошкольный
возраст принято считать периодом яркого самовыражения, проявления
творческих возможностей ребенка в рисунке, в конструировании, в лепке. В
этот период особенно важно помочь ребенку развить свои творческие
способности. Почему?
Во-первых, творческая деятельность стимулирует развитие
индивидуальности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует
позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Во-вторых, творческие способности необходимы именно в современном,
быстро меняющимся мире. Они позволяют человеку, с одной стороны, легче
приспособится к этим изменениям, а с другой – дают возможность самому
активно изменять этот мир. Занятия приносят радость от собственного
успеха, настраивают ребёнка на позитивный лад.
Требования к педагогу, осуществляющему реализацию программы:
- Педагог осуществляющий образовательную деятельность должен
соответствовать Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования», утвержденному приказом Министерства труда и социального
развития от 22.09.2021г.№652; иметь профессиональную квалификацию,
необходимую для выполнения трудовых функций и уровень подготовки,
соответствующий:
квалифицированными специалистами в сфере образования, имеющими
необходимый для выполнения должностных обязанностей уровень
профессиональной подготовки, удостоверяемый документами об образовании
и соответствующими требованиями к стажу работы.
обладать знаниями и специальными навыками по действиям в
чрезвычайных ситуациях, оказанию первой доврачебной помощи в том числе:
знать и учитывать в процессе оказания государственной услуги
индивидуальные особенности детей и подростков, возрастные особенности
развития, физического и психологического состояния, владеть методиками
адаптации и реабилитации, знать анимационные технологии при организации
досуга и отдыха, создавать атмосферу благожелательности и гостеприимства,
уметь разрешать конфликтные ситуации.
1.11 Педагогическая цель- предполагает развить у детей художественный
вкус и творческий подход в любом виде деятельности, в том числе на
занятиях декоративно –прикладным творчеством.
Познакомить ребёнка с удивительным миром творчества, дать возможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у
дошкольников изобразительных, художественно-конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Проявить наклонности детей в творчестве и выявить индивидуальность
5

каждого ребёнка.
Цель программы – формирование, у детей художественной культуры как
составной части материальной и духовной культуры, развитие
художественно-творческой активности, овладение образным языком
декоративно- прикладного искусства.
* Формирование у дошкольников целостной картины мира.
* Развитие общей способности к творчеству.
*Умение найти свое место в жизни
Задачи программы
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, и к народному искусству;
Формирующие:
формировать образное и пространственное мышление и умение
выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы необходимыми
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук;
пробуждать любознательность в области декоративноприкладного искусства, эстетики;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Образовательные:
Получать и расширять знания, полученные на занятиях,
Знакомить с основами знаний в области композиции,
формообразования, виденья цвета, декоративно - прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
1.12 Планируемые результаты
В результате обучения в кружке формируются
знания:
• о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной
гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни
человека;
о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, оригами, аппликация
и.т.п.);
в области композиции, формо-образовании,;
о главных отличительных признаках художественного образа
6

об особенностях лепных игрушек
о способах аппликации в искусстве
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и
рисовать, лепить, вырезать, склеивать, создавать композицию из
цветов, располагая их на панно;
об объемном конструировании из бумаги (оригами, моделированием,
торцеванием),
о работе с соленым тестом;
собирать и хранить природный материал
находить применение бросовым вещам
умения:
трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;
решать художественно- творческие задачи
лепить разными способами; создавать законченное произведение
Оценкой результатов являются: участие в конкурсах и выставках
декоративно-прикладного творчества.
Структурные особенности программы
Программа по декоративно-прикладному искусству основана на принципах,
последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной
связи с жизнью.
Распределена по темам и имеет связь с календарным планом общих занятий в
детском саду.
Построена по 3 блокам: Осень, Зима, Весна. В каждый блок входят
занятия:
1) Природным материалом.
2) Пластичным материалом.
3) Бумагой.
4) Подручным материалом.
5) Игры, викторины, загадки.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е.
теоретические задания и технологические приемы подкрепляются
практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной
работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой
деятельности.

7

II.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план

Таблица №1

№ Темы

всего

теор

прак
т

форма
аттестации
оценка
работы

1
2

Вводное занятие
Работа с природным материалом

1
8

1
1

7

3
4
5

Тема: Аппликация
Тесто пластика
Оригами

8
6
8

1
1
1

7
5
7

6

Техника торцевание

4

1

3

7
8

Обработка бумаги
Лепка из пластилина

8
6

1
1

7
5

9

Поделки из подручных материалов

6

1

5

10 Цветоделие

8

1

7

11 Подготовки к выставкам

3

3

12 Экскурсии на выставки

3

3

13 Диагностическое занятие

2

14 Заключительное занятие

1

Всего

72

8

отбор работ
для выставки
отбор работ
для выставки

анкетирова
ние

2
1
12

практич.
задания
наблюдение

60

2.2 Календарный учебный график
Таблица №2_
«ДПТ для малышей»
Календарный учебный график.

№
п/
п

1
2

3

4

5

6

7

8

9

Тема
занятия
Блок Осень
Введение
Работа с
природным
материалом

Кол
-во
час
ов

Форма
занятия
Сентябрь
беседа

Форма
контроля
Дата

1

беседа и
1
практическое
занятие
беседа и
практическое 2
занятие

оценка
педагога

беседа и
2
практическое
занятие

наблюдение

беседа и
2
практическое
занятие
Венок из листьев беседа и
2
практическое
занятие

наблюдение

Аппликация из
листьев
«Ёжик»
Аппликация из
листьев
«Мышка»
Аппликация из
листьев
«Белочка»

Октябрь
Аппликация из
бумаги
« мартышка»
Аппликация из
бумаги
«щенок»

наблюдение

отбор
выставочны
х
работ

беседа и
1
практическое
занятие

наблюдение

беседа и
1
практическое
занятие

оценка
педагога

Аппликация из
9

Мест
о
прове
дения

Время
провед
ения
заняти
я

бумаги
«Осенние
листья»
10 Венок из бумаги
«Осенние
листья»
11 Аппликация из
ладошек
«Солнышко»

беседа и
1
практическое
занятие
беседа и
1
практическое
занятие

беседа и
практическое
занятие
12 Аппликация из
беседа и
ладошек
практическое
«Лебеди»
занятие
13 Аппликация из
беседа и
семян на
практическое
пластилине
занятие
14 Аппликация из беседа и
семян на
практическое
картоне
занятие

1

оценка
педагога
наблюдение

1
наблюдение

1

1

Ноябрь
15 «Подкова
на
счастье»
беседа и
лепка изделия
практическое
занятие
16 Тесто пластика
лепка
беседа и
изделия
практическое
«Корзина»
занятие
17 Тесто пластика беседа и
лепка
практическое
«Фрукты
и занятие
овощи»
18 Тесто пластика беседа и
лепка
практическое
«Цветы»
занятие
19 Лепка
из беседа и
пластилина,
практическое
транспорт
занятие
20 Лепка
пластилина,
животных

оценка
педагога

оценка
педагога
отбор
выставочны
х
работ

1

оценка
педагога

2

наблюдение

1
наблюдение

2
наблюдение
2

из беседа и
2
практическое
занятие
10

отбор
выставочны
х
работ
оценка
педагога

21 Лепка из
пластилина
(Паучок)
22 Лепка при
помощи
«Жгутиков»
(Улитка)
Зима
23 Обработка
бумаги
(киригами)
24 Симметричное
врезание
«Снежинки»
Изготовление
25 гирлянд
на ёлку
27 Новогодние
открытки
26 Новогодние
аппликации
«Оригами Дом»
27 Подготовка к
учрежденческой
выставке
28 Посещение
учрежденческой
выставки
29 Диагностическое
занятие
30 Посещение
Новогоднего
представления
Январь
31 Аппликация
«С
Рождеством»
32 Аппликация со

беседа и
2
практическое
занятие

наблюдение

беседа и
2
практическое
занятие
Декабрь

наблюдение

1

наблюдение
отбор
выставочны
х
работ

1

оценка
педагога

1

наблюдение

1

викторины

1

загадки

практическое 1
занятие

отбор
лучших
работ

экскурсия

-

беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие

1

контрольно- 1
диагностичес
кое заняие

контрольно
диагностиче
ское
занятие

праздник
1

1
беседа и
практическое
занятие
беседа и

наблюдение

1
11

отбор

«Старым
Новым годом»
33 Природный
материал
34 Поделки из
каштана «Паук»
35 Поделки из
шишек
«Лесовички»
36 Поделки из
орехов
«Черепашки»
37 Поделки из
яичной
скорлупы
«Поросята»
Февраль
38 Базовые формы
оригами
знакомство
с
Б.Ф
39 Сложение Б.Ф

40

41

42

43

44

практическое
занятие

выставочны
х
работ

беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие

1
оценка
педагога
1
наблюдение
викторины
1
1
загадки

беседа и
практическое
занятие

беседа и
практическое
занятие
Б.Ф.
беседа и
Треугольник
практическое
(кошечка, заяц) занятие
Черепашка,
беседа и
рыбка
практическое
занятие
Б.Ф. Дом
беседа и
практическое
занятие
Оригами
беседа и
открытка
практическое
«рубашка»
занятие
Оригами
беседа и
открытка «танк» практическое
занятие
Блок Весна
Март

1

наблюдение

1

оценка
педагога

1
наблюдение
викторины
1
1
загадки
1
оценка
педагога
1
наблюдение
1
наблюдение
наблюдение
12

45 Аппликация
пластилином
(выбор сюжета),
подбор
материала
46 Аппликация на
картоне 8 Марта
47 Моделирование
из бумаги
«Букет для
мамы»
48 Нанесение
мазков
пластилином
«Божья
коровка»
49 Аппликация из
бумаги в стиле
«Хохлома»
50 Аппликация из
бумаги в стиле
«Палех»
51 Аппликация из
бумаги в стиле
«Гжель»
52 Аппликация
торцевание
бумажными
комочками
53 Подготовка к
муниципальной
выставке
54 Посещение
муниципальной
выставки
Апрель

беседа и
практическое
занятие

1

отбор
выставочны
х
работ

беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие

1

беседа и
практическое
занятие

1

беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие

1

1

наблюдение

практическое
занятие

1

экскурсия

1

отбор
1
выставочны
х
работ
1
оценка
педагога

оценка
педагога
1
наблюдение

наблюдение

оценка
педагога
1
наблюдение
1
наблюдение

наблюдение
55 Изготовление
помпонов из
шерстяных
ниток
56 Изготовление

беседа и
практическое
занятие

1

беседа и

1

наблюдение

13

игрушки
«Цыплёнок»
57 Изготовление
Пасхальной
композиции
58 Изготовление
пасхальных
открыток
59 Подарочная
упаковка под
пасхальное
яичко

практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие

оценка
педагога

60 Веточка вербы
из
косметических
палочек
61 Аппликация
«Цветок» в
технике
торцевание
62 Аппликация
торцевание
бумажными
комочками
63 Изготовление
открытки
«Цветущий
май»
64 Изготовление
открытки «День
Победы»
65 Изготовление
цветов из
салфеток
«Гвоздика»
66 Изготовление
цветов из
гофробумаги
«Тюльпан»
67 Изготовление
веточек Яблони

беседа и
практическое
занятие

1

беседа и
практическое
занятие

1

1
наблюдение
1
наблюдение
1
наблюдение

отбор
выставочны
х
работ
оценка
педагога

беседа и
практическое
занятие

1

беседа и
практическое
занятие

1

беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие

1

наблюдение

наблюдение

оценка
педагога
1
наблюдение

беседа и
практическое
занятие
беседа и
практическое
занятие
14

1

наблюдение

1

отбор
выставочны
х
работ

68 Контрольноконтрольно1
диагностическое диагностическое
занятие
заняие

69 Итоговое
занятие

праздник

1

15

опросник
для
родителей
диагностиче
ский
материал
для
педагога
выставка
награждени
е

III.

Содержание программы

Целесообразность программы в том, чтобы– научить детей чувствовать
специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм,
фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом
побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного
труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными
инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует
развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику
пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами,
разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся
мыслить.
Работа с бумагой и картоном.
Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания
бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой
интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями
влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно
действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти,
логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами»
способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности,
целеустремлённости.
Работа с мятой бумагой - прекрасное упражнение для развития мелкой
моторики пальцев рук.
Изготовление объёмных картинок, изготовление аппликации – достаточно
лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий
простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления
объёмной аппликации отличается степенью сложности.
Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети
учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из
бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками
ребёнка - это его труд, его достижение.
В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться
экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях,
бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить
подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и
бумагопластики.
16

2. Пластилинография и солёное тесто
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает
материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с
изображением более или менее выпуклых, полу-объёмных объектов на
горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с
младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином:
раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к
созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте:
выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание,
сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение
частей путём примазывания одной части к другой.
3. Работа с природным и бросовым материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к
художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их
структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают
их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного
материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе
этого создавать разнообразные художественные образы.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом
побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного
труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными
инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует
развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику
пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами,
разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся
мыслить.
Особое внимание уделяется детям с ОВЗ, а также детям с замедленными
реакциями, гиперактивным детям, для них подбираются облегчённые
задания, применяется помощь педагога и помощь товарищей. Оценка их
успешности должна просматриваться в течении всего учебного года.
Каждый, маленький успех, должен фиксироваться и акцентироваться.

17

IV.

Методическое обеспечение

Методы обучения
Для успешного освоения программы используются различные методы
донесения информации до детей.
Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, развивающие
упражнения, применение схем, карт
* Каждое занятие строится по схеме:
* Приветствие, сверка со списком
*Оглашение темы занятия, целей занятия
* Изложение материала, демонстрация технологии
* Инструктаж
*Практическое занятие
* Расслабляющая гимнастика
* Анализ занятия
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный
запас учащихся. Информативный материал, небольшой по объему,
интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во
время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача
определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети
приучаются к определённым методам обучения, работы по плану:
Эскиз, воплощение в материале, выявление формы с помощью
декоративных фактур.
Что бы привлечь внимание детей, применяется игровой метод- вовлечение
детей в игру повышает интерес, снижает физическую и психическую
нагрузки
У отстающих детей практикуются индивидуальные занятия- помощь
отставшему ребёнку, помогает ему преодолеть психологический дискомфорт.
Мотивационный метод
Участие в конкурсах и выставках и получение наград за свой труд
активизирует творческую деятельность детей, дисциплинирует и
стимулирует интерес у детей.
Методы, используемые для реализации
✓ Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
✓ Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога.
18

✓ Игровые методы:
- проведение различных игр
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов,
✓ Практическая работа
- помещения для проведения занятий с детьми – на базе МБОУДО
«Детский сад комбинированного вида «Золотой петушок», для экскурсионной
работы – парк детского сада,
- необходимое оборудование и инвентарь (аудио-видеотехника,
мультимедийные системы, канцелярские принадлежности, атрибутика
детского объединения).
- методическая литература в печатном и электронном вариантах
- папки методических материалов по различным темам программы;
- набор мультимедийных презентационных разработок и пособий по
различным темам программы
- для творческих занятий с природным материалом и изделий из бытовых
отходов используются канцтовары и различные природные материалы,
собранные на экскурсии.
Формы
подведения
итогов реализации программы являются:
определение результатов полученных знаний на основе контрольнодиагностических занятий, опроса обучающихся, участие в викторинах,
игровых конкурсах, ведение педагогом индивидуальных карт учёта,
диагностических карт, сводных карт, положительные отзывы воспитателей и
родителей.
Для активных участников программы предполагается внедрение системы
моральных или материальных стимулов, начиная с системы поощрений
(похвала, благодарность родителям) и почетных грамот, заканчивая
подарками или призами.
Участие в конкурсах и выставках и получение наград за свой труд
активизирует творческую деятельность детей, дисциплинирует и
стимулирует интерес у детей.

19

V.

Диагностический инструментарий

Формы
подведения
итогов реализации программы являются:
определение результатов полученных знаний на основе контрольнодиагностических занятий, опроса обучающихся, участие в викторинах,
игровых конкурсах, ведение педагогом индивидуальных карт учёта,
диагностических карт, сводных карт, положительные отзывы воспитателей и
родителей.
Для активных участников программы предполагается внедрение системы
моральных или материальных стимулов, начиная с системы поощрений
(похвала, благодарность родителям) и почетных грамот, заканчивая
подарками или призами.
Участие в конкурсах и выставках и получение наград за свой труд
активизирует творческую деятельность детей, дисциплинирует и
стимулирует интерес у детей.
Педагог на занятиях использует образцы изделий, дидактический материал,
заготовки сложных деталей, материалы из интернет- ресурсов и специальной
литературы.
Формы контроля и аттестации
Ведение индивидуальных карт, сводных карт,
портфолио обучающихся,
диагностические карты,
заготовки загадок, викторин,
анкеты для родителей
Опросники, анкеты для педагога и родителей в приложении №1

20

VI Список литературы для педагога
1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. - Калинин,
2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.
- М., 2020г
3. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград.
2018г.
4. Русакова М. А. Аппликация. - М., «Просвещение», 2020
5. Монтесори- Международный институт педагогики - Москва 2021г.
6. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М., «Просвещение», 2021.
7. А. Полищук-Учимся вырезать (развивающая тетрадь) - Москва- 2022
8. Ж. Шквыря- «Волшебные нитки» - изд. «Феникс»- Ростов на Дону-2020
9. Мастерилка. «Игрушки из природного материала» - Карапуз, 1997
10. Лепим из пластилина. — Смоленск: Русич, 2000
11. П.БобинаМ. "Рукоделие", Харьков, 1998.
12. 13. Л.И. Белина –«Загадайте мне загадку» Тверь 2018
1. https://stranamasterov.ru/
https://www.maam.ru/
Литература для родителей
1. А. Полищук-Учимся вырезать (развивающая тетрадь) - Москва- 2022
2. На нашей полянке- журнал «Мастерилка»- изд.дом «Карапуз»-Москва
2022г.
3. Русские народные промыслы-(раскраски)_- ООО «Аделаида»- Москва
2020г.

21

VI.

Приложение

Индивидуальная карточка учёта
проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребёнка________________________________________
Возраст____________________________________________________
Название детского объединения________________________________
Ф.И.О. педагога_____________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________
№
Параметры результативности
Оценка (баллы
п/п
)
1
2
3
4
1.
Участие в проведении праздников, концертов
2.
Участие в конкурсах
3.
Работа по образцу
4.
Работа с внесением изменений
5.
Работа над своим вариантом
6.
Конструирование
7.
Владение техникой
8.
Придумывание композиций
9.
Работа с внесением изменений в технологию или
конструкцию
Общая сумма баллов:
Баллы:
1 – не умею
2 – умею иногда
3 – умею с чьей-то помощью
4 – умею, но в зависимости от сложности материала
5 – умею всегда
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 9 – 18 баллов
Средний уровень – 19 – 36 баллов
Высокий уровень – 36 – 45

22

5

Карта оценки результативности реализации образовательных программ
Название программы, ее длительность ____________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога ________________________________________
Фамилия, имя учащегося _______________________________________________
Год обучения по программе _____________________________________________
Характеристи
Оценка уровня результативности
Параметры
Характеристика
ка низкого
Очень
Удовлет
Очень
результативности
Слабо
Хорошо
высокого
уровня
слабо
ворит.
хорошо
уровня
реализации
результативност
результативн
программ
и
1
2
3
4
5
ости
Информация
Опыт освоения
освоена
теоретической
Информация
полностью в
информации
не освоена
соответствии с
(объём, прочность,
задачами
глубина)
программы
Опыт
Способы
практической
деятельности
деятельности
Способы
освоены
(степень освоения деятельности
полностью в
способов
не освоены
соответствии с
деятельности:
задачами
умения и навыки)
программы
Отсутствует
Приобретён
позитивный
полноценный,
опыт
разнообразный,
эмоционально
адекватный
Опыт
-ценностных
содержанию
эмоциональноотношений
программы опыт
ценностных
(проявление
эмоциональноотношений (вклад
элементов
ценностных
в формирование
агрессии,
отношений,
личностных
защитных
способствующи
качеств учащегося)
реакций,
й развитию
негативное,
личностных
неадекватное
качеств
поведение)
учащегося
Приобретён
опыт
Освоены
самостоятельной
элементы
творческой
репродуктивн
деятельности
Опыт творчества
ой,
(оригинальность
имитационно
,
й
индивидуальнос
деятельности
ть, качественная
завершенность
результата)
Приобретён
Общение
опыт
Опыт общения
отсутствовало
взаимодействия
(ребёнок
и
23

закрыт для
общения)

Осознание
ребёнком
актуальных
достижений.
Фиксированный
успех и вера
ребёнка в свои
силы (позитивная
«Я-концепция»)

Мотивация и
осознание
перспективы

сотрудничества
в системах
«педагогучащийся» и
«учащийсяучащийся».
Доминируют
субъектсубъектные
отношения

Рефлексия
отсутствует

Актуальные
достижения
ребёнком
осознаны и
сформулирован
ы

Мотивация и
осознание
перспективы
отсутствуют

Стремление
ребёнка к
дальнейшему
совершенствова
нию в данной
области (у
ребёнка
активизированы
познавательные
интересы и
потребности)

Общая оценка уровня результативности:
7-20 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.

24

Анкета в помощь педагогу

Информационная карта освоения учащимися образовательной
программы
Название программы, ее длительность______________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога___________________________________________
Фамилия, имя воспитанника______________________________________________
Год обучения по программе______________________________________________
Оценка педагогом результативности
освоения программы
Параметры
№
результативности освоения
1 балл
2 балла
3 балла
программы
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)
1.
Опыт освоения теории
Опыт освоения
2.
практической деятельности
Опыт творческой
3.
деятельности
Опыт эмоционально4.
ценностных отношений
Опыт социально-значимой
5.
деятельности
Общая сумма баллов:
Обработка анкет и интерпретация результатов.
Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей
сумме баллов):
1-4 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
5-10 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
11-15 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.

25

Анкета, предлагаемая родителям в конце учебного года
Дорогие родители!
Заканчивается учебный год. Нам очень важно знать, как он прошел,
какой след оставил в душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу.
Ваши ответы на предложенные вопросы помогут нам в дальнейшем
сотрудничестве с Вами по воспитанию и образованию Вашего ребенка.
1. Довольны ли Вы содержанием программы, развивает ли она творческие

способности Вашего ребенка?
2. Какие дополнительные предметы (темы), по Вашему мнению, необходимо
включить в программу или исключить из нее?
3. Считаете ли Вы необходимым привлекать других специалистов по
данному направлению (возможно за дополнительную оплату)?
4. Использует ли Ваш ребенок полученные знания и умения в школе, в быту,
помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг?
5. На развитие каких качеств характера Вашего ребенка повлияли занятия в
коллективе?
6. Какие достижения ребенка Вас порадовали?
7. С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением
возвращался после занятий домой?
8. Устает ли Ваш ребенок после занятий?
9. Приобрел ли ребенок, на Ваш взгляд, новых друзей в коллективе,
изменились ли его отношения с друзьями в школе?
10. Какие качества ценит Ваш ребенок в педагоге?
11.Считаете ли Вы, что полученные знания помогут Вашему ребенку в
выборе профессии? Удалось ли, на Ваш взгляд, Вашему ребенку решить
проблемы, о которых Вы сообщали нам в начале года?
Благодарим Вас за сотрудничество!

26

Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка ______________________________________
Возраст_________________________________________________
Вид и название детского объединения
__________________________________________________________
Ф. И. О. педагога __________________________________________________________
Дата начала наблюдения _____________________________________
Сроки диагностики
Показатели

Первый

Второй

Третий

год обучения

год обучения

год обучения

Конец I

Конец

Конец I

Конец

Конец I

Конец

полугодия

уч.
года

полу

уч.
года

полугодия

уч. года

1. Теоретическая
подготовка ребенка:
1. Теоретические знания:
а)
б)
в) и т.д.
1.2.Владение специальной
терминологией
1. Практическая
подготовка ребенка
2.1. Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой:
а)
б)
в) и
т.д.
2.2.Владение специальным
оборудованием и оснащением
2.3. Творческие навыки
1. Общеучебные умения
и навыки
3.1. Учебно-интеллектуальные
умения:
а) умение подбирать и
анализировать специальную
литературу
б) умение пользоваться
компьютерными источниками
информации
27

годия

в) умение осуществлять
учебно-исследовательскую
работу
3.2. Учебно-коммуникативные
умения:
а) умение слушать и слышать
педагога
б) умение выступать перед
аудиторией
в) умение вести полемику,
участвовать в дискуссии
3.3. Учебно-организационные
умения и навыки:
а) умение организовать свое
рабочее (учебное) место
б) навыки соблюдения в
процессе деятельности правил
безопасности
в) умение аккуратно выполнять
работу
1. Предметные
достижения
обучающегося:


На уровне детского
объединения (кружка,
студии, секции)



На уровне
образовательного
учреждения



На уровне района,
города



На республиканском,
международном уровне

28

Динамика результатов объединения
« _______________________
»
Педагог доп. образования:
За
уровень
Учрежденческий
уровень
(участники)
Коллективные,
командные работы
кол-во команд
кол-во призовых мест
Муниципальный
уровень
призёры
(участники)
Коллективные ,
командные работы

202_ год

июль-декабрь
2022

2023
январь- июнь

динамика
нет динамики

1место2место3место-

Нет динамики

1место
2место
3место
14
1место
2место
3место

1место2место3место12
1место2место3место

2

4

есть динамика

есть динамика

кол-во команд
кол-во призовых мест
Межрайонный уровень
(участники )
Коллективные,
командные работы
кол-во команд
кол-во призовых мест
Областной уровень
(участников)
Коллективные,
командные работы
кол-во команд
кол-во призовых мест

1место- 2
2место-3
3место- 3
8
1место- 3
2место-3
3место-9
2
15
1место
2место
3место
13
1место
3место
3

29

1место
2место
3место

есть динамика

1место
2место
3место

нет динамики

1место-2
2место
3место14
1место2место3место4

есть динамика

есть динамика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».