Почемучки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей
г. Пролетарск Ростовской области

ПРИНЯТО/СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического
совета
Протокол от «25» мая 2023г.
№5

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПОЧЕМУЧКИ»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Тип программы: персонифицированная
Возраст детей: от 5 до 7 лет
Срок реализации: 1год (72часа)
Разработчик: педагог дополнительного
образования Чернышова Вера Анатольевна
ID номер программы в АИС «Навигатор»
г. Пролетарск
2023
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................... Error! Bookmark not defined.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК .................... 10
2.1 Учебный план .................................................................................................. 10
2.2 Календарный учебный график ....................................................................... 11
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .................... Error! Bookmark not defined.
3.1 Условия реализации программы ................... Error! Bookmark not defined.
3.2 Формы контроля и аттестации ....................... Error! Bookmark not defined.
3.3 Планируемые результаты ............................... Error! Bookmark not defined.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ............ Error! Bookmark not defined.
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ........... Error! Bookmark not
defined.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................. Error! Bookmark not defined.
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................. Error! Bookmark not defined.
Приложение 1 ........................................................ Error! Bookmark not defined.

2

I.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности
человека, его ценностей ориентации в окружающем мире, время установления
начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы.
Дошкольное детство – это счастливое время ярких ощущений и впечатлений,
надежд на проникновение в тайны окружающего мира. В этот период
закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим
людям.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в
образовательный процесс. Программа «Почемучки» предназначена в помощь
родителям, во время подготовки детей к школе.
Данная программа является результатом многолетней деятельности педагогов
МБУДО ЦДОД г. Пролетарска, собирания идей и применения накопленного
опыта в области воспитания подрастающего поколения. В программу
«Почемучки» вошли модули из образовательных программ.
* «Мастерим окружающий мир» -занятия по декоративно-прикладному
творчеству,
* «Конструктор Знаток»- знакомство с миром техники,
* «Занимательная математика» - знакомство с миром математики,
* «Мир в котором я живу»- из модуля природоведение из программы
«Архимедики», в качестве физической и умственной разгрузки включены
игровые занятия.* Учимся играя.
Предназначена в помощь родителям, во время подготовки детей к школе. В
создании программы идёт опора ряд документов нацеленных на сохранение
детского здоровья и обучения подрастающего покаления.
1.2 Программа «Почемучки» разработана на основе анализа концепций
социально-гуманитарного образования и программ, представленных в
общеобразовательных областях в соответствии следующих нормативноправовых документов:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Мин. Просвещения России от 28.12.2018 №345» О
федеральном перечне учебников рекомендованных к использованию при при
реализации образовательных программ.
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
- Уставом и локальными актами учреждения.
- Положением о рабочей программе МБУДО ЦДОД г. Пролетарска
- Согласно учебного плана МБУДО ЦДОД на 2023-2024 уч. год
1.3 Актуальность данной программы. Помочь детям и родителям,
подготовить детей к школе, решить проблемы страха и неуверенности в
завтрашнем дне, приблизить занятия МБУДО ЦДОД к школьным урокам.
Развить детские объединения научного и исследовательского направлений в
системе дополнительного образования, ориентированных на широкий круг
вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей.
Такое образование поможет дать базовые представления и навыки,
обеспечивающие приемлемый уровень при взаимодействии детей с
окружающей их средой.
1.4 Отличительные особенности общеразвивающей программы
«Почемучки».
Содержание программы выстроено с учетом психолого-педагогических
особенностей
детей
дошкольного
возраста,
постепенности
и
последовательности усложнения познавательного материала. Дети учатся
играя, не подвергаясь перегрузкам.
Новизна данной программы заключается:
 в развитии универсальных учебных действий обучающихся, дать
первоначальные знания о явлениях природы;
 в расширении образовательного развивающего пространства в
области электроники, математики, природоведении, искусстве;
 во внедрении в образовательный процесс исследовательских минипроектов;
 привить обучающимся правила поведения во время наблюдения за
опытами.
4

 обучить детей посредством игры
1.5 Характеристика модифицированной общеразвивающей программы
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО направления «Почемучки».
*Занятия проводятся 2 раза в неделю, (с сентября по май).
*Согласно САН ПИН продолжительность занятий - 30 минут.
*относится к дополнительным, модифицированным общеобразовательным
общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности.
*предназначена для дошкольников в возрасте 5-7 лет.
*срок реализации программы – 1 год -72 часа, 36 учебных недель.
*стартовый уровень
* условия реализации-бюджет (социальный пакет»
*персонифицированного вида
Содержит 6 модулей в них содержится 14 различных разделов,
рассчитанных на сетевую реализацию, при не возможности проведения
очных занятий, предусмотрены дистанционные с использованием
дистанционных технологий на образовательных площадках.
1.6 Психофизические особенности детей в 5-7 летнем возрасте характерна
высокая мыслительная активность. «Почемучки» интересуются причинноследственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой
природе,), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает
формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти.
Дети запоминают до 10-15 названий предметов. Начинает складываться
произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание,
помнят поручения взрослых. Начинает развиваться образное мышление. Дети
оказываются способными использовать простые схематизированные
изображения для решения несложных задач.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия,
физического совершенствования, работоспособности человека. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное
развитие, вера в свои силы. В процессе работы предполагается, что обучение
по этой программе принесет детям радость, обогатит ребенка знаниями,
расширит кругозор, поможет адаптироваться к школьной жизни.
1.7 Режим занятий - 2раза в неделю по 30 минут. Возраст детей 5-7 лет.
По данной программе успешно занимаются дети ОВЗ – (логопедической
группы), а также дети с другими отклонениями здоровья, посещающие
группу детского сада не имеющие медицинских отводов.
1.8 Тип занятий – предусмотрены различные типы занятий; теоретические
практические комбинированные контрольные и диагностические.
5

1.9 Форма обучения очная при необходимости дистанционная на
образовательных платформах «ЗУМ» и «Сферум»
1.10 Адресат программы -программа рассчитана на детей дошкольного 57лет младшего школьного возраста.
По современным требованиям наполняемость группы проходит в
соответствии к современным требованиям и организации образовательного
процесса для детей инвалидов и ОВЗ. C учётом психофизических и иных
особенностей обучающихся
Психофизические особенности детей дошкольного возраста. Дошкольный
возраст принято считать периодом яркого самовыражения, проявления
творческих возможностей ребенка в рисунке, в конструировании, в лепке. В
этот период особенно важно помочь ребенку развить свои творческие
способности. Почему?
Во-первых, творческая деятельность стимулирует развитие
индивидуальности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует
позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Во-вторых, творческие способности необходимы именно в современном,
быстро меняющимся мире. Они позволяют человеку, с одной стороны, легче
приспособится к этим изменениям, а с другой – дают возможность самому
активно изменять этот мир. Занятия приносят радость от собственного
успеха, настраивают ребёнка на позитивный лад.
Требования к педагогу, осуществляющему реализацию программы:
- Педагог осуществляющий образовательную деятельность должен
соответствовать Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования», утвержденному приказом Министерства труда и социального
развития от 22.09.2021г.№652; иметь профессиональную квалификацию,
необходимую для выполнения трудовых функций и уровень подготовки,
соответствующий:
квалифицированными специалистами в сфере образования, имеющими
необходимый для выполнения должностных обязанностей уровень
профессиональной подготовки, удостоверяемый документами об образовании
и соответствующими требованиями к стажу работы.
обладать знаниями и специальными навыками по действиям в
чрезвычайных ситуациях, оказанию первой доврачебной помощи в том числе:
знать и учитывать в процессе оказания государственной услуги
индивидуальные особенности детей и подростков, возрастные особенности
развития, физического и психологического состояния, владеть методиками
адаптации и реабилитации, знать анимационные технологии при организации
досуга и отдыха, создавать атмосферу благожелательности и гостеприимства,
уметь разрешать конфликтные ситуации.
1.11 Педагогическая цель- Цель программы «Почемучки» – формировать
у дошкольников умение учиться, выработать навыки грамотного и
6

безопасного поведения в общественных местах, дать первоначальные
сведения о науках, изучающих окружающий мир.
Задачи программы:
Образовательные:
 формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления
дошкольников с окружающим миром через практическую деятельность
с живыми объектами, наблюдениями, опытами, исследовательскую
работу и работу с дидактическим материалом,
 довести до дошкольников новые понятия о физических и химических
процессах,
 расширение представлений детей о природных явлениях, сезонных
изменениях в природе, о положительном и отрицательном влиянии
человека на окружающий мир;
 формирование у детей диалектическое мышление, т.е. способность
видеть
многообразие
мира
в
системе
взаимосвязей
и
взаимозависимостей;
 создание условий способствующих выявлению и поддержанию
интересов, проявления самостоятельности к изучению природных
явлений.
Развивающие:
 развитие познавательных интересов,
 развитие интеллектуальных и творческих способностей,
 развитие коммуникативных способностей каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, обучение общению в коллективе;
 развитие умений наблюдать и отражать свои впечатления через
различные виды деятельности;
 охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа
жизни.
Воспитательные:
 привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие
умения видеть красоту окружающего мира,
 воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и
результатам их труда;
 воспитание патриотизма и любви к родному краю;
 воспитывать проявление ответственности за свои поступки.
Структурные особенности программы
Предлагаемые занятия разделены по блокам: « Естествознание – «Мир в
котором, я живу»», «Математика - царица наук», «Мир электроники –
«Конструктор Знаток»», «Мастерим окружающий мир», «Учимся- играя».
Программа основана на следующих принципах:
7

 принцип экологического гуманизма;
 принцип единства сознания и деятельности;
 принцип системности во взаимодействии базового и дополнительного
образования;
 принцип многообразного природного объекта,
 принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход
предусматривает учет возрастных особенностей детей);
 принцип системности и целостности (деятельность планируется
систематически);
 принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий
воспитанники включаются в различные виды деятельности, что
обеспечивает создание успеха для каждого ребенка);
 принцип возрастания сложности (от простого к сложному, начинаем с
простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями);
 принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного
эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
 принцип сотрудничества (предполагает признание ценности совместной
деятельности детей и взрослых);
Ожидаемые результаты реализации программы. Результатом
обучения по программе является такие показатели: определенный объем
знаний, умений и навыков, развитие способностей, формирование
личностных и предметных универсальных учебных действий, повышение
престижа объединения, улучшение показателей адаптации в обществе,
участие в массовых мероприятиях различного уровня: выставки, конкурсы,
соревнования, положительные отзывы обучающихся, родителей и
администрации.
Требования к уровню знаний, умений и навыков обучающихся
В результате обучающиеся должны иметь представление:
 о природоведении, как науке;
 о математике, как необходимом предмете в жизни каждого человека;
 о физических явлениях в жизни человека;
 о прекрасном мире искусства в обществе:
знать:
 основы экологической культуры;
 правила поведения в природе;
 правила быстрого счёта
 понимать природу физических явлений;
 знать названия конструктора «Знаток»
 знать направления в искусстве
уметь:
 собирать конструктор «Знаток»
8

 проводить наблюдения за объектами живой и неживой природы, делать
выводы из наблюдений;
 выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту,
общественных местах;
 изготавливать поделки, открытки и аппликации к праздникам;
 проводить опыты под руководством педагога;
Планируемые результаты
В результате освоения программы у ребенка формируются первичные
универсальные учебные действия:
1. Личностные универсальные учебные действия:
● умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
● умение соотносить свои поступки к обще - принятыми моральными
нормами;
● умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
● формирование познавательной мотивации;
● формирование адекватной самооценки;
● формирование способности учитывать чужую точку зрения;
● воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине,
уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
● умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
● умение сохранять заданную цель;
● умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
● умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
● умение работать по инструкции взрослого;
● умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения
задания;
● готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
● умение удерживать внимание;
● умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка,
рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
● ориентировка в пространстве и времени;
● умение применять правила и пользоваться инструкциями;
● умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении
поставленных задач;

● умение производить анализ проведенных экспериментов;
● умение устанавливать причинно-следственные связи;
● умение применять правила и пользоваться инструкциями;
● умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными
задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных
9

частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
● умение пользоваться простейшими инструментами.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
● потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
● строить диалоговую речь;
● ориентация на партнера по общению;
● умение слушать собеседника;
● умение ставить вопросы, обращаться за помощью;
● предлагать помощь и сотрудничество;
● договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
● формулировать собственное мнение и позицию;

10

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.1 Учебный план
№

Таблица №1

Наименование разделов и тем

Общее
Тео
колич.
рия
часов

I Организационный блок.
1
1 Вводное занятие Беседа, знакомство.
Содержание работы, задачи объединения.
Математика царица наук
14
1 Изучение цифр от 1до 10
2
3
4

Геометрические фигуры
Логические задачи
Решение задач на сложение и вычитание

II
1
2
3
4
5

Красота вокруг нас
Техники рисования
Оригами
Режим, клеим аппликации
Лепка
Поделки из подручных материалов
Мир, в котором я живу
Воздух в нашей жизни
Вода, вода кругом вода
Лёгкие нашей планеты
Растительный мир, нашей планеты
Животный мир нашей планеты
Учимся играя
Игры с мячом
Коллективные игры на свежем воздухе
Игры со скакалкой
Настольные игры в помещении
Мир электроники

1
2
3
4
II
2
3
4
5

Прак формы аттес
тика
тации

1

-

0.5

3.5

0.5
0.5

3.5
3.5
2

0.5
0.5
0.5
0.5
0.5

2.5
2.5
2.5
2.5
2.5

участие на
выставках
конкурсах

0.5
0.5
0.5
0.5
0.5

2.5
2.5
2.5
2.5
2.5

опрос
викторина
опрос
викторина
викторина

2
2
2
2

наблюдение

15

8

12

Знакомство с конструктором «Знаток»

0.5

2.5

2.
3.
4.
5.

Сборка световых схем
Сборка сигнальных схем
Сборка схем с электромотором

0.5
0.5
0.5

2.5
2.5
2.5

6. Итоговое занятие
итого
11

оценка
тетрадей

15

1.

Соревнования, праздники, выставки
Контрольно-диагностические занятия

оценка
тетрадей

4
2

10

1
72

1

2

участие в
соревнован
наблюдение
участие в

опросы,
викториы,

2.2 Календарный учебный график
Таблица №2
дата
прове
дения

№
заня
тия
/ час

Тема

1/1

Организационн
ое занятие.
Знакомство с
детьми и
родителями.

Набор детей в
группу.
Согласование
плана работы
творческого
объединения на
год.

беседа

Содержание
работы, задачи
объединения.
ТБ.
Определение
знаний детей

Игры, викторины,
загадки, для
знакомства с
детьми и
определения
уровня их знаний

игровое Игры на
занятие знакомство с
детьми.

Математикаэто интересно,
сравнение
предметов и
группы
предметов
Формирование
элементарных
матем-ских
представлений

Показать
необходимость
изучения
математики

Рисование
ватными
палочками
«Луг»

Развитие
моторики,
внимания,
старания,
фантазии

2/1

3/1

4/1

Задачи

Форма
проведен
ия
занятия

занятие

Практиче
ское
занятие

12

Методичес Сопутству
формы
кое
ющие
аттестации
обеспечени
формы
еи
работы
дидактичес
кий
материал
Игры на
Журнал, для знакомство
вводного
инструктажа с детьми.

оценка
начального
уровня
знаний

дидактиче
ский
материал

Рассматрив
ание
иллюстрац
ий, беседа
по
содержани
ю

Альбом,
краски,
ватные
палочки

Видео урок
по
рисованию

5/1

6/1

Формирование Обучение
элементарных написанию цифр
0,1, 2, 3
математич.
представлений
-числа от 1 до
10
Отдых,
физическое
Коллективная развитие,
развитие
игра. Играем в координации
классики
движений,
ловкости,
запоминание
счёта.

7/1
-числа от 1 до
10

8/1

Обучение
написанию цифр
4, 5, 6

Отдых,
Коллективная
физическое
игра «Шишки,
развитие,
жёлуди, орехи»
развитие
координации
движений,
ловкости,
запоминание
счёта.

9/1
-числа от 1 до
10

Обучение
написанию цифр
7, 8, 9,10

Коллективные
игры «Кошкимышки»,
«Ручеёк»

Отдых,
физическое
развитие,
сплочение
группы.

10/1

занятие

игра

задания из
книги
«Математик
а для
начинающих
»
«Жуковой»

мел,
галька

занятие задания из
книги
«Математик
а для
начинающих
»
«Жуковой»

игра

13

опрос

наблюдение

Разбор
опрос
иллюстрац
ий, беседа
по
содержани
ю

наблюдение

игра

Занятие

Разбор
иллюстрац
ий, беседа
по
содержани
ю

задания из
книги
«Математик
а для
начинающих
»
«Жуковой»

Разбор
опрос
иллюстрац
ий, беседа
по
содержани
ю

наблюдение

11/1 сложение до
10

научить
арифметической
грамоте, научить
счёту
складывания до
10

12/1 аппликация
«Осеннее
дерево»

Изготовление
тематической
аппликации,
развитие
внимания,
моторики,
усидчивости,
фантазии.

13/1 -вычитание
до 10

научить
арифметической
грамоте, научить
счёту
складывания до
10

нетрадиционно Рисование,
развитие
14/1 е рисование
Кляксография внимания,
аккуратности,
усидчивости,
фантазии.

занятие

задания из
решение
книги
задач и
«Математик примеро
а для
в
начинающих
»
«Жуковой»

беседа,
образец, объясне
практиче
картон, клей
ская
ние,
ПВА, сухие показ
работа
листья

Занятие

задания из решение
книги
задач и
«Математик примеро
а для
в
начинающих
»
«Жуковой»

альбом,
практиче краски,
ская
кисточки,
работа поролон

оценка
работы

опрос

Видео урок оценка
по
рисунков
рисовани
ю

15/1 Геометрически развитие
игровое геометричес складыва
логического
е фигуры
занятие кие фигуры ние
мышления,
образцы для фигур
пространственног
сборки
о воображения
Лепка из
развитие
практиче образцы для
пластилина
логического
выполнения,
ская
16/1 транспорт
беседа,
мышления,
работа карты с
объяснен
пространственног
этапами
ие, показ
о воображения,
работы,
фантазии
пластилин,
стеки

14

проверка
правильнос
ти

наблюден
ие

наблюден
ие,
оценка
работы

Играем в
17/1 «Танграм»
Китайская
головоломка
Лепка из
пластилина
«цветы»
18/1

19/1

20/1

развитие
логического
мышления,
пространственног
о воображения

беседа,
развитие
практиче образцы для
логического
выполнения, объяснение
ская
мышления,
карты с
показ
пространственног работа этапами
о воображения,
работы,
фантазии
пластилин,
стеки

Путешествие Расширить
в осенний парк представления о
лесе, о его
изменениях в
осенний период.

Рисование на
тему
«Осенний
парк»

складыва
игровое фигуры
ние
танграм,
занятие
образцы для фигур
сборки

занятие путешест
вие

развить логику,
мышление,
осмысление
увиденного,
практиче
ская
научить
передавать мысли работа
и чувства,
посредством
рисования

наблюден
ие,
оценка
работы

Работа с
иллюстра
циями
«Ранняя
осень»,
«Золотая
осень»,
«Поздняя
осень»
оценка
мыслител
ьной
беседа,
работы
объяснение ребёнка и
альбом
выполнен
карандаши
ие
практичес
кой
работы

Беседа о
временах
года,
выявление
особенносте
й каждого
осеннего
месяца

21/1 Воздух вокруг
Занятие
Дать общие
Обеспечени
нас
сведения о
е видео
воздухе,
материалов
расширить
на
кругозор. Ввести
интерактивн
новые понятия.
ой доске.
показ опытов, дать новые
воздушные
на наличие
сведения в форме практичес шарики,
22/1 воздуха
кое
опытов,
ленты,
занятие коктельные
опыты трубочки

15

наблюден
ие

Просмот
р
иллюстра
ций и
видео
файлов.

демонстр
ация
опытов

опрос по
заданной
теме
наблюдени
е, устный
опрос

23/1 Вода в нашей
жизни

24/1 Загадки о
природе

Дать общие
сведения о воде,
расширить
кругозор. Ввести
новые понятия.

занятие Обеспечени Просмот
е видео
р
материалов иллюстра
на
ций и
интерактивн видео
ой доске.
файлов.

Расширить общий Занятие Игровое
кругозор,
викторин занятие,
провести
а
правильно досуг

Беседа,
25/1 Как рождается Формировать у
занятие
детей
картинки,
дождь?
представления о
иллюстраци
взаимосвязях
и
живой и неживой
природы.
Настольная
дать новые
игра
игровое настольная
сведения в
игра26/1 «Викторина
занятие
игровой форме,
викторина
«Хочу всё
научить
знать»
правильно
использовать
досуг
27/1 Легкие нашей
Занятие
Дать
общие
Обеспечени
планеты
сведения о лесах
е видео
нашей планеты,
материалов
расширить
на
кругозор. Ввести
интерактивн
новые понятия.
ой доске.
Аппликация
Научить
28/1 Дерево прогноз наблюдать, за
практичес образец
погоды
кое
изменением
цветной
погоды, научить
занятие картон,
обобщать знания,
цветная
систематизироват
бумага,
ь и передавать
клей
мысли
посредством
творчества
29/1 Растительный
мир, нашей
планеты

Дать общие
сведения о
растениях, об
особенностях
растений
произрастающих
в разных зонах.

Занятие Обеспечени
е видео
материалов
на
интерактивн
ой доске.

диагностика ЗУН игровое настольна
30/1 Диагностическ за 1 полугодие
я игразанятие
ое занятие
викторина

16

опрос

Разгадыван оценка
ие загадок, знаний
кроссвордо
в.
Просмот
р
иллюстра
ций и
видео
файлов.

опрос

обучение
правилам
игры

Просмот
р
иллюстра
ций и
видео
файлов.

опрос

беседа,
объяснен
ие показ

Просмотр опрос
иллюстрац
ий
карточек,

обучение
правилам
игры

тестирован
ие

31/1
Изготовление
Новогодней
открытки

32/1 Работа с
подручным
материалом.
Конфетка

Изготовление
подарка для
родителей

практичес
кое
занятие

образец
картон,
цветная
бумага,
пайетки,
клей

беседа,
отбор
объяснение работ на
, показ
выставку

Учить детей
использовать
образец,
природные
клей
материалы
практичес пистолет, беседа,
в жизни, быту.
кое
упаковочны объяснение изготовлен
Воспитывать
занятие
й материал, , показ
бережное
ие
картонные
отношение к
подарков
рулоны,
объектам из
ленты
неживой природы
работа с
и сделанным их
подручным
них предметам.
материалом

экскурсия
участие в
на
выставке,
получение новых выставку
знаний, эмоций,
изучение новых
техник
выполнения
участие в
работ в ДПТ
празднич
Новогодний получение новых,
ном
впечатлений,
34/1
утренник
мероприя
МБУДО ЦДОД сплочение
тии
коллектива,
33/1

Выставка ДПТ
«Новогодний
серпантин»
МБУДО ЦДОД

35/1 Снежное
покрывало.
Снег как
природное
явление

Расширить
знания,о
погодных
явлениях
Выращиваем
сосульки

Занятие
опыт

Практиче
ское
занятие,

Зимние
праздники

Рассказать о
зимних
праздниках,
обычаях,
традициях

беседа

календарь
карточки
с
изображе
нием
празднова
ния
новогодн
их
празднико
в

36/1

37/1

Игры
«Зимние
забавы»

Знакомство с
играми, игры на
свежем воздухе

игра

17

Просмотр
иллюстрац
ий
карточек,
оборудован
ие для
опытов

Катание на
санках,
ватрушках,
снегоходах наблюдени
е

38/1

39/1

Настольная
игра
дать новые
«Викторина сведения в
«Всё обо всём» игровой форме,
научить
правильно
использовать
досуг
Выращиваем
сосульки

Воздушные
шары на
морозе

42/1

Сборка
«кубусов»

43/1

настольная
игравикторина

пластиковые
научное
бутылки,
опыт
объяснение
вода,
наблюден
появления сосулек ие
красители
(столактитов)
описание
опыта

40/1 Геометрически знакомство с
е фигуры
видами,
применение в
жизни

41/1

игровое
занятие

показать, чудеса
природы,
причудливое
замерзание воды

развитие
пространственного мышления,
усидчивости

Изготовление Изготовление
открытки к 23 подарка для
родителей
Февраля
(Оригами
рубашка»

игровое
занятие

кубики,
цилиндры,
прямоугольн
ики в наборе
«Лего»
картонные
фигуры

опыт
наблюден
ие

раствор
мыльных
пузырей,
соломинка,
мороз 20
градусов

игровое
занятие

игра
«Кубусы»

практичес
кое
занятие

цветная
бумага.
картон,
ножницы,
клей

18

обучен
ие
правил
ам
игры

наблюден
ие

введен
ие в
мир
науки

Обеспеч
ение
видео
материа
лов на
интеракт
ивной
доске.

наблюде
ние

соревноват
ельный
элемент

образец,
карты с
поэтапн
ым
изображ
ением

44/1

Знакомство с изучение
конструктором назначения,
«Знаток
комплектности

45/1 Рисуем пейзаж развитие
поролоном

47/1

48/1

Оригами
б,ф.
треугольник
«Стаканчик,
котик»

визуальная
оценка
видео
урок

развитие
внимания,
логического
мышления,
памяти

занятие

Сборка цепей с развитие
электромоторо внимания,
логического
м
мышления,
памяти

поделок
оригами
«Парусник,
собачка»

альбом,
краски,
поролон

развитие
внимания,
логического
мышления,
памяти

Сборка
звуковых
цепей

51/1 Изготовление

книга
учебник
со
сборкой
цепей

книга
занятиеконструктор учебник
практику , инструкция
со
м
по сборке
сборкой
цепей

развитие
внимания,
логического
Изготовление мышления,
открытки к 8 памяти
49/1
марта
(Оригами
Изготовление
платье»
подарка для
родителей

50/1

занятие

внимания,
усердия,
усидчивости,
аккуратности

46/1
Сборка
световых
цепей

играконструктор
обучение
на 180
деталей

развитие
внимания,
логического
мышления,
памяти

занятие

Практиче
ское
занятие,

занятие

Изготов
ление
поделок

19

ксероксная
бумага,
ножницы

образец,
карты с
поэтапным
изображен
ием

конструктор книга
, инструкция учебник
по сборке
со
сборкой
цепей
цветная
бумага.
картон,
ножницы,
клей

соревноват
ельный
элемент

образец,
карты с
поэтапным
изображен
ием

книга
конструктор учебник
, инструкция
со
по сборке
сборкой
цепей
образец,
ксероксная карты с
бумага,
ножницы поэтапным
изображен
ием

соревноват
ельный
элемент

52/1

53/1

54/1

55/1

развитие
Сборка «умной внимания,
машины»
логического
мышления,
памяти
Лепка
транспорта
из пластилина

развитие
внимания,
усидчивости,
моторики

Сборка
радиоуправляе
мой «Умной
машины»

развитие
внимания,
логического
мышления,
памяти

Лепка
воздушного
транспорта
из пластилина

развитие
внимания,
усидчивости,
моторики

56/1 Растительный Дать
мир нашей
планеты

5/17

энциклопедически
е знания, о
разнообразии
растений от
океана до гор

Лепка
развитие
цветов
из пластилина внимания,
усидчивости,
моторики
дать новые
58/1 Места
сведения о
обитания,
симбиозе
приспосаблива растений
емость
растений

59/1

развитие
Аппликация из внимания,
пластилина
усидчивости,
«Клубнички» моторики

занятие

конструкт
ор
«Умная
машина»
инструкц
ия по
практичес сборке
кое
занятие пластилин
, досточка
для лепки
стек

книга
учебник
со
сборкой
цепей

наблюден
ие

образец с
поэтапным
изготовлен
ием

Практич конструктор
«Умная
еское
книга
занятие машина»
инструкция учебник
по сборке
со
сборкой
цепей
Практич
пластилин,
еское
занятие досточка образец с
для лепки поэтапным
стек
изготовлен
ием
занятие

мультимиди
йное
устройство

видео
обзор

образец с
Практич пластилин, поэтапным
еское досточка для изготовлен
занятие лепки стек
ием
занятие

мультимиди
йное
устройство

Практич пластилин
еское , досточка
занятие для лепки
стек,
основа с
эскизом

20

оценка

видео
обзор

образец с
поэтапным визуальна
изготовлен
я оценка
ием

60/1 Животный мир Дать

нашей планеты энциклопедически занятие
е знания, о
разнообразии
животных
Лепка
61/1
Практич
развитие
животных
еское
из пластилина внимания,
занятие
усидчивости,
моторики
дать новые
занятие
62/1 Места
сведения
о
обитания,
пищевой
приспосаблива цепочке
емость
животных

мультимиди
йное
устройство

пластилин
, досточка
для лепки
стек
мультимиди
йное
устройство

63/1 Опыт «Вода из показать на
травы»

64/1

Царство
животных

Занятие-опыт
65/1 умные цветы
(поворот
одуванчика к
солнцу

занятие полиэтилено
эксперименте, как эксперим вый пакет,
добыть воду,
ент
лопатка,чаш
ка,камешки,
трава,
дать новые
мультимиди
сведения о
занятие
йное
видах и типах
устройство
животных

видео
обзор

образец с визуальная
поэтапным оценка
изготовлен
ием
видео
обзор

наблюдени
е

описание
опрос
опыта

видео
обзор

наблюдени
е

показать на
занятие
эксперименте, как эксперим одуванчики, описание
часы,
растения тянутся ент
опыта опрос
к свету
компас,
палочки

занятие
дать сведения о
бумага,
аэродинамике, о
рейки
эксперим
Изготовление назначении
ент
клей,
и запуск
летательных
ножницы,
самолётов
аппаратов
67/1
веревка
научить запускать
и воздушного самолёты и
змея
воздушного змея

66/1

21

видео
обзор

наблюдени
е

опрос

68/1

Изучение
наблюдательность
занятиечасов,
, получение новых опыт
изготовление знаний
солнечных
часов
практиче
ское
развитие
занятие
Изготовлени внимания,
е
моторики,
аппликации усидчивости,
«Лето»
фантазии.

69/1

70/1 Завершение
проекта
аппликации
«дерево
настроения»

логическое
мышление,
фантазия,
наблюдатель
ность

Контрольно Диагностическ
71/1 ое
оценка
полученных
Занятие
знаний

практиче
ское
занятие

занятие

нарисованн дидактичес
кий
ый
материал
циферблат,
палочка,

цветная
бумага,
лекала
цветов,
клей,
ножницы

аппликация
цветная
бумага,
клей,
ножницы

Заключительно выдача грамот,
е занятие
похвальных
листов

заполнение
анкет для
родителей

22

заготовка оценка
аппликаци родителе
и

й

книги с опрос
викторины- загадками
опросники

.

72/1

образец с
поэтапным визуальная
изготовлен оценка
ием

III.

Содержание программы

Организационный блок - 8часов
Вводное занятие 1час: Знакомство детей и родителей с содержанием
программы, планом работы на год.
1час: Инструктаж по ТБ. Решение организационных вопросов.
Диагностические занятия: 2часа: Проводятся 2 раза в год - проходит сбор
сведений о качестве обучения, о рефлексии детей на процесс обучения. В
качестве диагностического материала применение опросников, листов
оценки творческих работ и анкет для родителей.
Для детей решение контрольных заданий, викторин и загадок, логических
задач.
Заполнение (на основе наблюдения) сводных карт, диагностических карт и
карт индивидуального развития ребёнка, педагогом.
Приложение №1
1час: Организация выставки ДПТ объединения «Почемучки» - «Мастерская
Деда Мороза»
2 часа: Посещение выставок – городской выставки «Новогодний серпантин»,
городской выставки «Надежда»
1час: Заключительное занятие - Праздничное мероприятие, вручение
похвальных грамот, заполнение «анкет – отзывов» родителями.
Блок математика «Математика-царица наук»-14часов
Изучение цифр от 1-10
Цель занятий- знакомство с цифрами, их написанием, счётом в разных
последовательностях, решением простых задачек и примеров.
«Конструирование» (из геометрических фигур).
Конструирование расширяет кругозор ребенка, способствует формированию
творческого отношения к окружающей жизни.
Дети определяют: как им расположить фигуры, (высоко, низко, в центре,
слева, справа). Зная геометрические формы предметов, их названия, ребенок
научится видеть геометрическую форму в окружающих предметах.
Цель: закрепить названия геометрических фигур, научить сравнивать,
правильно комбинировать фигуры, классифицируя их по форме, размеру,
цвету.
23

Содержание: простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал,
квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания геометрических
фигур из листа бумаги, вырезания геометрических фигур из простого листа
бумаги и по трафарету.
Формы занятий: практическая работа, беседа, игра и др.
Задания: конструирование простых предметов (фигур) из геометрических
форм. Конструирование по заданию преподавателя (автомобиль, грузовик,
ракета и др.)
Блок Декоративно Прикладного Творчества «Мастерим окружающий
мир» -15часов.
Нетрадиционные техники рисования
Теория: Обучение рисованию с применением оттиска поролона ватных
палочек кляксо-графии при помощи коктельной трубочки
Практика: Рисование с применением техник.
Лепка
Цель заключается в создании лепной картины с изображением более или
менее выпуклых, полу-объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают
простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание,
вытягивание.
Аппликация
Изготовление объёмных картинок, изготовление аппликации – достаточно
лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий
простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления
объёмной аппликации отличается степенью сложности
Оригами
«Оригами»- вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это
связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на
развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие
движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления,
творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию
усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.
Поделки из подручного и природного материала
Конструирование из природного и подручного материала по своему
характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы,
дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё
отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о
художественной природе этих образов.
24

Теория: Познакомить детей с подручным и природным материалом
Научить различать материалы научить правильно использовать их в ДПТ.
Практика: Создавать поделки из доступных материалов с учётом мер
предосторожности.
Особое внимание уделяется детям с ОВЗ, а также детям с замедленными
реакциями, гиперактивным детям, для них подбираются облегчённые
задания, применяется помощь педагога и помощь товарищей. Оценка их
успешности должна просматриваться в течении всего учебного года.
Каждый, маленький успех, должен фиксироваться и акцентироваться.
Блок природоведение «Мир в котором я живу»-15часов
Опыты на улице
Цель занятий – дать первые сведения о науках, дать знания через показ
опытов.
Блок техническое конструирование «Мир электроники»-12часов
«Конструирование из готовых форм и конструктора «Знаток-180 деталей»
В блоке «Мир электроники», дети учатся работать с конструкторами,
которые требуют определённых навыков в сборке, требуют повышенной
внимательности, логического мышления и усидчивости.
В разделе сборка электрических цепей, дети учатся собирать электрические
цепи на электронном конструкторе «Знаток» от Андрея Бахметьева, в нём
разработана сборка 180 схем, музыкальных звонков, автоматических
осветителей, логических элементов, охранных сигнализаций, имитаторы
звуков.
На занятиях дети учатся управлять радиоуправляемыми машинами,
кораблями, вертолётами.
Так же дети учатся собирать на конструкторах «Лего» здания, сооружения,
роботов, а также различный транспорт.
Цель: развить логическое мышление, выполнять работу поэтапно,
работать по схемам и чертежам.
Формы занятий:
демонстрация инструментов и материалов, правила их использования,
правила Т.Б.
беседа и иллюстрация готовых изделий
практическое выполнение работы
Коммуникативный блок «Учимся- играя»-8часов
Игры на улице
25

Цель занятий –научить детей общению в группе, правильному поведению, за
пределами здания, научить коммуникации правильному общению в
коллективе, умению правильно проводить досуг.
Игры в зимнее время
Цель занятий- рассказать о рождественских традициях, научить играм
старших поколений.
Настольные игры
Цель занятия- обучать детей посредством игры, дать знания по
природоведению в процессе игры.

26

Методическое и материально-техническое обеспечение
программы:
Методы, используемые для реализации работы творческого объединения:
✓ Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
✓ Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога.
✓ Игровые методы:
- проведение различных настольных игр
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
✓ Практические методы:
- исследовательская деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- проектная деятельность.
- помещения для проведения занятий с детьми – на базе МБОУДО
«Детский сад комбинированного вида «Золотой петушок», для экскурсионной
работы – парк детского сада,
- необходимое оборудование и инвентарь (аудио-видеотехника,
мультимедийные системы, канцелярские принадлежности, атрибутика
детского объединения, фотоаппарат).
- методическая литература в печатном и электронном вариантах,
определители, энциклопедии, муляжи, таблицы, лупы;
- папки методических материалов по различным темам программы;
- набор мультимедийных презентационных разработок и пособий по
различным темам программы
- для творческих занятий с природным материалом и изделий из бытовых
отходов используются канцтовары и различные природные материалы,
собранные на экскурсии.
Формы
подведения
итогов реализации программы являются:
определение результатов полученных знаний на основе контрольнодиагностических занятий, опроса обучающихся, участие в викторинах,
игровых конкурсах, ведение педагогом индивидуальных карт учёта,
диагностических карт, сводных карт, положительные отзывы воспитателей и
родителей.
Для активных участников программы предполагается внедрение системы
моральных или материальных стимулов, начиная с системы поощрений
(похвала, благодарность родителям) и почетных грамот, заканчивая
подарками или призами.
IV.

27

V.

Диагностический инструментарий

Формы
подведения
итогов реализации программы являются:
определение результатов полученных знаний на основе контрольнодиагностических занятий, опроса обучающихся, участие в викторинах,
игровых конкурсах, ведение педагогом индивидуальных карт учёта,
диагностических карт, сводных карт, положительные отзывы воспитателей и
родителей.
Для активных участников программы предполагается внедрение системы
моральных или материальных стимулов, начиная с системы поощрений
(похвала, благодарность родителям) и почетных грамот, заканчивая
подарками или призами.
Участие в конкурсах и выставках и получение наград за свой труд
активизирует творческую деятельность детей, дисциплинирует и
стимулирует интерес у детей.
Педагог на занятиях использует образцы изделий, дидактический материал,
заготовки сложных деталей, материалы из интернет- ресурсов и специальной
литературы.
Формы контроля и аттестации
Ведение индивидуальных карт, сводных карт,
портфолио обучающихся,
диагностические карты,
заготовки загадок, викторин,
анкеты для родителей
Опросники, анкеты для педагога и родителей в приложении №1

28

VI Список литературы для педагога
1. Егор Белько «Веселые научные опыты на свежем воздухе»
Институт Географии 2018 год. Перевод ООО «Росмен»
2. Моя первая книга о науке- Т. Иванкина перевод с английского –
эксмодетство-2020год
3. Куликовская
И.Э.
Детское
экспериментирование.
Педагогическое общество России, М., 2005г.
4. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском
саду./ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель,
2011 г.
5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - ЦГЛ,
М, 2003г.
6. Мои маленькие эксперименты Монтесори Колин Кретон Реми
Леглиз Москва -2021год
7. Николаева
С.Н.
Экологическое
воспитание
младших
дошкольников. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000г.
8. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические
игры, викторины, экскурсии/ авт.-сост. В.А. Суворова. – Волгоград:
Учитель, 2009г.
9. Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим
миром в ДОУ. - ТЦ Сфера, М., 2005г.
10. Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет/ авт.-сост. М.Н.
Сигимова. –Волгоград: Учитель, 2009г.
11.Рыжова Н.А. Воздух - невидимка. - LINKA-PRESS, М., 1998г.
12. Эксперименты на улице и дома- К.С. Аниашвилии М.В. ТалерИздательство АСТ-2016год
13. Уланова Л.А. Методические рекомендации проведения прогулок–
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
14. Оригами для начинающих- О.И.Беляев -2010год Москва-2006год
Литература для родителей
1. Тетради прописи- (развивающая тетрадь) - Москва- 2022
2. Моя первая энциклопедия»- изд.дом «Карапуз»-Москва 2022г.
3. Русские народные промыслы-(раскраски)_- ООО «Аделаида»- Москва
2020г.
4. Рабочая тетрадь «Монтесори»-Москва-2021г.

29

VI.

Приложение

Индивидуальная карточка учёта
проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребёнка________________________________________
Возраст____________________________________________________
Название детского объединения________________________________
Ф.И.О. педагога_____________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________
№
Параметры результативности
Оценка (баллы)
п/п
1
2
3
4
1.
Участие в проведении праздников, концертов
2.
Участие в конкурсах
3.
Работа по образцу
4.
Работа с внесением изменений
5.
Работа над своим вариантом
6.
Конструирование
7.
Владение техникой
8.
Придумывание композиций
9.
Работа с внесением изменений в технологию или
конструкцию
Общая сумма баллов:
Баллы:
1 – не умею
2 – умею иногда
3 – умею с чьей-то помощью
4 – умею, но в зависимости от сложности материала
5 – умею всегда
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 9 – 18 баллов
Средний уровень – 19 – 36 баллов
Высокий уровень – 36 – 45

30

5

Карта оценки результативности реализации образовательных программ
Название программы, ее длительность ____________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога ________________________________________
Фамилия, имя учащегося _______________________________________________
Год обучения по программе _____________________________________________
Характеристи
Оценка уровня результативности
Параметры
Характеристика
ка низкого
Очень
Удовлет
Очень
Слабо
Хорошо
результативности
высокого
уровня
слабо
ворит.
хорошо
уровня
реализации
результативност
результативн
программ
и
1
2
3
4
5
ости
Информация
Опыт освоения
освоена
теоретической
Информация
полностью в
информации
не освоена
соответствии с
(объём, прочность,
задачами
глубина)
программы
Опыт
Способы
практической
деятельности
деятельности
Способы
освоены
(степень освоения деятельности
полностью в
способов
не освоены
соответствии с
деятельности:
задачами
умения и навыки)
программы
Отсутствует
Приобретён
позитивный
полноценный,
опыт
разнообразный,
эмоционально
адекватный
Опыт
-ценностных
содержанию
эмоциональноотношений
программы опыт
ценностных
(проявление
эмоциональноотношений (вклад
элементов
ценностных
в формирование
агрессии,
отношений,
личностных
защитных
способствующи
качеств учащегося)
реакций,
й развитию
негативное,
личностных
неадекватное
качеств
поведение)
учащегося
Приобретён
опыт
Освоены
самостоятельной
элементы
творческой
репродуктивн
деятельности
Опыт творчества
ой,
(оригинальность
имитационно
,
й
индивидуальнос
деятельности
ть, качественная
завершенность
результата)
Общение
Приобретён
Опыт общения
отсутствовало
опыт
(ребёнок
взаимодействия
31

закрыт для
общения)

Осознание
ребёнком
актуальных
достижений.
Фиксированный
успех и вера
ребёнка в свои
силы (позитивная
«Я-концепция»)

Мотивация и
осознание
перспективы

и
сотрудничества
в системах
«педагогучащийся» и
«учащийсяучащийся».
Доминируют
субъектсубъектные
отношения

Рефлексия
отсутствует

Актуальные
достижения
ребёнком
осознаны и
сформулирован
ы

Мотивация и
осознание
перспективы
отсутствуют

Стремление
ребёнка к
дальнейшему
совершенствова
нию в данной
области (у
ребёнка
активизированы
познавательные
интересы и
потребности)

Общая оценка уровня результативности:
7-20 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.

32

Анкета в помощь педагогу

Информационная карта освоения учащимися образовательной
программы
Название программы, ее длительность______________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога___________________________________________
Фамилия, имя воспитанника______________________________________________
Год обучения по программе______________________________________________
Оценка педагогом результативности
освоения программы
Параметры
№
результативности освоения
1 балл
2 балла
3 балла
программы
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)
1.
Опыт освоения теории
Опыт освоения
2.
практической деятельности
Опыт творческой
3.
деятельности
Опыт эмоционально4.
ценностных отношений
Опыт социально-значимой
5.
деятельности
Общая сумма баллов:
Обработка анкет и интерпретация результатов.
Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей
сумме баллов):
1-4 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
5-10 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
11-15 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.

33

Анкета, предлагаемая родителям в конце учебного года
Дорогие родители!
Заканчивается учебный год. Нам очень важно знать, как он прошел,
какой след оставил в душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу.
Ваши ответы на предложенные вопросы помогут нам в дальнейшем
сотрудничестве с Вами по воспитанию и образованию Вашего ребенка.
1. Довольны ли Вы содержанием программы, развивает ли она творческие

способности Вашего ребенка?
2. Какие дополнительные предметы (темы), по Вашему мнению, необходимо
включить в программу или исключить из нее?
3. Считаете ли Вы необходимым привлекать других специалистов по
данному направлению (возможно за дополнительную оплату)?
4. Использует ли Ваш ребенок полученные знания и умения в школе, в быту,
помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг?
5. На развитие каких качеств характера Вашего ребенка повлияли занятия в
коллективе?
6. Какие достижения ребенка Вас порадовали?
7. С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением
возвращался после занятий домой?
8. Устает ли Ваш ребенок после занятий?
9. Приобрел ли ребенок, на Ваш взгляд, новых друзей в коллективе,
изменились ли его отношения с друзьями в школе?
10. Какие качества ценит Ваш ребенок в педагоге?
11.Считаете ли Вы, что полученные знания помогут Вашему ребенку в
выборе профессии? Удалось ли, на Ваш взгляд, Вашему ребенку решить
проблемы, о которых Вы сообщали нам в начале года?
Благодарим Вас за сотрудничество!

34

Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка ______________________________________
Возраст_________________________________________________
Вид и название детского объединения
__________________________________________________________
Ф. И. О. педагога __________________________________________________________
Дата начала наблюдения _____________________________________
Сроки диагностики
Показатели

Первый

Второй

Третий

год обучения

год обучения

год обучения

Конец I

Конец

Конец I

Конец

Конец I

Конец

полугодия

уч.
года

полу

уч.
года

полугодия

уч. года

1. Теоретическая
подготовка ребенка:
1. Теоретические знания:
а)
б)
в) и т.д.
1.2.Владение специальной
терминологией

1. Практическая
подготовка ребенка
2.1. Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой:
а)
б)
в) и
т.д.
2.2.Владение специальным
оборудованием и оснащением
2.3. Творческие навыки
1. Общеучебные умения
и навыки
3.1. Учебно-интеллектуальные
умения:
а) умение подбирать и
анализировать специальную
литературу
б) умение пользоваться
компьютерными источниками
информации

35

годия

в) умение осуществлять
учебно-исследовательскую
работу
3.2. Учебно-коммуникативные
умения:
а) умение слушать и слышать
педагога
б) умение выступать перед
аудиторией
в) умение вести полемику,
участвовать в дискуссии
3.3. Учебно-организационные
умения и навыки:
а) умение организовать свое
рабочее (учебное) место
б) навыки соблюдения в
процессе деятельности правил
безопасности
в) умение аккуратно выполнять
работу
1. Предметные
достижения
обучающегося:


На уровне детского
объединения (кружка,
студии, секции)



На уровне
образовательного
учреждения



На уровне района,
города



На республиканском,
международном уровне

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».