Кукольный театр

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей
г. Пролетарск Ростовской области

ПРИНЯТО/СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
Протокол от «25» мая 2023г. №5

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»

Уровень программы: Стартовый
Вид программы: модифицированная
Тип программы: персонифицированная
Возраст детей: от 7до 14 лет
Срок реализации: 72 часа (1 год)
Разработчик: Педагог дополнительного
образования, Троилина Людмила Павловна
ID номер программы в АИС «Навигатор»

Пролетарск
2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………..4
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК…………9
2.1 Учебный план……………………………………………………………..9
2.2 Календарный учебный график…………………………………….……..11
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………20
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………21
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ…………………………25
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..26
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..28

3

Пояснительная записка
1.1 Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он
привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном
театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол
и др. – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще
привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей,
переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все
необыкновенно, все возможно. Кукольный театр доставляет детям
удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать
спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире.
Младший школьный возраст - это период, когда у ребенка начинают
формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему,
поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы,
праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
I.

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности
ребенка.
Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью,
динамикой, благотворно воздействует на зрителей. Кукольный
театр
располагает
целым
комплексом
средств. Художественные образыперсонажи, оформление, слово и музыка –все это вместе взятое, в силу
образно-конкретного мышления младшего школьника, помогает ребенку
легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения,
влияет на развитие его художественного
вкуса. Кукла, играющая на
сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В
отличие от персонажей телевизионных передач и мультипликационных
фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально
ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Младшие школьники
очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию
спектакля. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы,
задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Дети передают в
рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных
персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль
находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи
игрушек разыгрывают увиденное, им хочется жить весело, непосредственно,
общаться с друзьями. Все это они могут найти в театре кукол. Кукольный
театр
- это творческий
коллектив ребят, основной деятельностью
которых является работа с куклой постановка этюдов, кукольных
спектаклей, больших и маленьких, разработка к ним декораций. Работа
театра
включает
в себя выступления
на концертах, разработку
художественных номеров с использованием кукол, внедрение проектной
деятельности, у ребят проявляется
самостоятельность, развивается
творчество.
4

1.2 Программа «Театр кукол» разработана на основе следующих законов
об образовании и нормативных актов.
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Мин. Просвещения России от 28.12.2018 №345» О
федеральном перечне учебников рекомендованных к использованию при при
реализации образовательных программ.
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
- Уставом и локальными актами учреждения.
- Положением о рабочей программе МБУДО ЦДОД г. Пролетарска
- Согласно учебного плана МБУДО ЦДОД на 2023-2024 уч. год.
1.3Актуальность программы Кукольный театр – искусство коллективное.
Занятия в данном объединении воспитывают у детей такие ценные качества,
как требовательности к себе и другим, способность чувствовать и ценить
красоту дружбы и товарищества.
Важна и непосредственная организация показа: подготовка кукол, декорации,
ответственность за организацию спектакля.
Программа развивает природные свойства и способности детей с помощью
воображения ставить себя в положение героев. Особое внимание обращается
на умение действовать словом, так как прежде через слово раскрываются
мысли, чувства персонажей каждого представления.
5

Программа «Кукольный театр» сочетает общее развитие образного мышления
детей со специальным с реализацией образа, перенесённого в куклу, а также
с техникой вождения куклы и необходимым для этого сценическим
мастерством.
1.4 Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию учащихся
посредством театральной деятельности, где учащийся выступает в роли
художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным
дисциплинам (занятия по культуре речи, литературе, технологии);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение
личности.
Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и педагога,
содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному
опыту учащихся, связь с другими видами искусств, способствует успешному
развитию индивидуальности учащегося.
Новизна программы: Занятия по данной программе включают
разнообразные игры: творческие, импровизированные, сюжетно – ролевые,
направленные на развитие у детей культуры взаимоотношений и воображения.
Игровая обстановка способствует созданию комфортной эмоциональной
атмосферы в детском объединении.
За основу программы взята ролевая игра. Дети выполняют «работу»
режиссёра, актёра, художника и композитора. Занятия по данной программе
требуют от учащихся вдумчивого анализа используемого произведения
(инсценировки, мини - спектакля, пьесы). Особое внимание уделяется
подбору репертуара. Для показа детям младшего возраста обучающимися
детьми подбираются сказка или другие произведения, наиболее близкие кругу
их жизненных представлений.
Сюжет представления для среднего школьного возраста обучающиеся
самостоятельно производят подбор художественных произведений и
изменяют сюжет «на новый лад», вносят нечто новое, индивидуальное.
Педагог – помощник, старший и более опытный товарищ, дающий советы и
осуществляющий практическую помощь, когда это необходимо.
1.5 Характеристика программы
Направленность программы-художественная
Тип программы- разноуровневая реализуемая в сетевой форме
Вид программы - модифицированная
Уровень освоения программы – краткосрочный
1.6Объем и срок освоения программы - данная программа является
очной; рассчитана на один год обучения -72 часа 36 учебных недель с
(сентября по май)
6

Содержит 8 разделов рассчитанных на сетевую реализацию при не
возможности проведения очных занятий предусмотрены дистанционные с
использованием дистанционных технологий на образовательных площадках
1.7Режим занятий - 2раза в неделю по 40 минут
1.8 Тип занятий – предусмотрены различные типы занятий;
теоретические практические комбинированные контрольные и
диагностические.
1.9 Форма обучения очная при необходимости дистанционная на
образовательных платформах «ЗУМ» и «Сферум»
1.10 Адресат программы - В объединение принимаются все
желающие в возрасте от 7 до 10 лет Программа предусматривает
возможность обучения детей с особыми образовательными
потребностями: имеющих мотивацию к предметной области программы,
талантливых, одаренных, детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья; детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Условия реализации программы
Реализация программы может осуществляться с использованием
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного
контакта между педагогом и учащимися в соответствии с положением об
организации образовательного процесса с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий. Образовательный
процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной
работы
учащихся.
Обучение
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий может реализовываться комбинированно с
традиционной формой обучения.
Опосредованное осуществление взаимодействия педагога с учащимися
может быть организовано при подготовке к участию в конкурсах на
заключительных этапах; для учащихся с высокой степенью успешности в
освоении программ; для учащихся, пропускающих учебные занятия по
уважительной причине (болезнь и др.); в период отмены (приостановки)
занятий в очной (контактной) форме. В обучении с применением ЭО и ДОТ
могут использоваться следующие организационные формы учебной
деятельности:
- презентация;
- онлайн-беседа;
- практическое занятие;
- самостоятельная работа.

7

Электронные образовательные ресурсы, используемые при применении
дистанционных образовательных технологий:
- Zoom https://zoom.us/ — эта платформа для конференций дает возможность
бесплатно организовывать встречи до 100 участников;
- Яндекс.Диск — облачный сервис, позволяющий пользователям хранить
свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в
Интернете.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие
характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные
методы организации учебно-педагогической деятельности;
- любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике,
зависящей от его цели и типа.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических
целей на занятия по:
- получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение
знаний;
- закреплению знаний и умений;
- обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и
умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые
условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки
результатов деятельности каждого учащегося.
Программой предусмотрено вариативное использование и других форм
организации: занятия малокомплектными группами (индивидуальная работа)
для работы над ролью, репетиции. Виды занятий определяются содержанием
программы и предусматривают беседы, практические занятия, подготовку к
праздникам, проведение игровых программ, конкурсов, викторин. Обучение
проводится с помощью различных форм и методов. Для изучения
теоретических вопросов используются беседы, сопровождающиеся показом
иллюстраций, просмотром и анализом игр. При работе с детьми учитываются
индивидуальные особенности каждого ребёнка. Детям с повышенными
способностями предлагаются более сложные задания.
Требования к педагогу осуществляющему реализацию программы:
- Педагог осуществляющий образовательную деятельность должен,
соответствовать Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования», утвержденному приказом Министерства труда и социального
развития от 22.09.2021г.№652; иметь профессиональную квалификацию,
необходимую для выполнения трудовых функций и уровень подготовки,
соответствующий:
квалифицированными специалистами в сфере образования, имеющими
необходимый для выполнения должностных обязанностей уровень
8

профессиональной подготовки, удостоверяемый документами об образовании
и соответствующими требованиями к стажу работы.
обладать знаниями и специальными навыками по действиям в
чрезвычайных ситуациях, оказанию первой доврачебной помощи в том числе:
знать и учитывать в процессе оказания государственной услуги
индивидуальные особенности детей и подростков, возрастные особенности
развития, физического и психологического состояния, владеть методиками
адаптации и реабилитации, знать анимационные технологии при организации
досуга и отдыха, создавать атмосферу благожелательности и гостеприимства,
уметь разрешать конфликтные ситуации.
1.11 Цель развитие творческих способностей детей средствами кукольного
театрального искусства.
Задачи:
Образовательные:
знакомство с историей театра кукол;
знакомство с основными элементами сценической грамоты;
освоение техники актёрского мастерства.
совершенствование профессионального мастерства;
приобретение знаний и умений самостоятельного показа этюда;
формирование навыков по созданию сценария нового этюда, мини –
спектакля.
Развивающие:
развитие выразительной речи;
развитие пластической выразительности;
развитие воображения, фантазии;
пробуждение творческой активности ребёнка.
развитие творческой самостоятельности;
развитие коммуникативных качеств;
развитие образного, ассоциативного мышления.
Воспитательные:
воспитание чувства коллективности, взаимозависимости;
формирование нравственных качеств личности;
формирование волевых качеств личности.
формирование эстетического вкуса;
воспитание творческого отношения к деятельности;
формирование профессионального самоопределения и самооценки.
1.12 Планируемые результаты
З н а т ь:
В результате обучения воспитанники должны
основы сценической речи;
средства пластической выразительности;
9

базовые компоненты театра кукол и его особенности.
У м е т ь:
проявлять артистическую смелость;
управлять своим вниманием;
выражать содержание произведения средствами пластики кукол.
Р а з в и т ь:
начальные представления о театре кукол;
усидчивость и терпение в процессе работы с куклой.

10

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.1 Учебный план
Таблица _1
Учебный план 1 года обучения
№
п/п

Наименование темы

Количество часов
Всего

Теория

Практик
а

1

1

-

Беседа

Беседа

1

Организационное занятие.

2

Истории происхождения театра
кукол. Виды кукол.

3

1

2

3

Театр петрушек. Знакомство с
куклой

16

5

11

Знакомство с детьми. Введение
в образовательную программу.
Правила ТБ на занятиях.
Проведение базовой
диагностики ЗУНов.

Беседа

3.1 Общие правила вождения
перчаточных кукол
3.2 Элементы упражнений с
куклой
3.3 Вождение куклы, движение
куклы в образе.
3.4 Игры на развитие памяти,
внимания
4

Сказочный мир театра кукол.

4.1 Выбор сказок, пьес для
постановок
4.2 Создание эскизов костюмов
кукол, разработка выкроек,
подбор материала,
декоративное оформление.
4.3 Работа с текстом,
распределение ролей, чтение по
ролям.
4.4.Работа над речью.
Интонация, упражнения на
владения интонацией.
4.5 Репетиции, подготовка к
показу.

Форма
контроля

Опрос
Практичес
кое
занятие

16

6

10
Беседа
Опрос
Практичес
кое
занятие
тестирован
ие

11

5

6

Учимся говорить красиво.

5.1 Артикуляционная
гимнастика. Тренинг речевого
аппарата.
5.2 Выбор сценариев для
постановки пьес. Чтение.
5.3 Работа над образом
персонажа.
5.4 Работа с текстом
Актёрское мастерство

6.1 Сценическое действие
6.2 Сценическое общение
6.3 Импровизация
6.4 Инсценировки по
произведениям Чуковского,
Михалкова.

16

6

10
Беседа
Практичес
кое
занятие

14

4

10
Беседа
Практичес
кое
занятие

7

Экскурсионная работа

4

-

4

8

Итогово – контрольные занятия.

2

-

2

- Итоговая диагностика знаний
и умений учащихся.
-Подведение итогов работы за
учебный период.

Итого:

Тестирова
ние
Устный
опрос
Участие в
конкурсах
72

12

2.2 Календарный учебный график
Таблица 2_
Календарный учебный график
Наименование темы

Кол №
-во
час
ов

сентябрь
Знакомство с детьми.Введение в 1
образовательную программу.
Правила ТБ на занятиях.
Проведение
базовой диагностики
ЗУНов.
История возникновения театра
кукол.
Театры кукол в Греции, Италии, 1
Европе. Знакомство с историей
развития кукольных театров
России.
Марионетки. Их устройство и
система управления.
Театр теней или картонный 1
театр. Основы вождения куклы.
Перчаточная кукла. Театр кукол, 1
выполненный по принципу
«рукавички»,
в
России.
Оживление неживой материи.
Особое существо - кукла на
палец.
Анимация с помощью рук,
используя предметы (платок).
Рука - как вид куклы.
Упражнение «Волна», этюды:
«Море», «Лес».
Знакомство с куклой. Игра
«Кукла ожила».
Общие
правила
вождения 1
перчаточных кукол.

Время
прове
дения
занят
ия

Форма
занятия

Форма Место
контро прове
ля
дения

1

груповая

Беседа

2

Беседа

Беседа

3

4

5

Практичес Беседа
кое
занятие
Практичес Беседа/
кое
занятие
Практи
ческое
занятие

Практичес
кое
занятие
Беседа

Беседа

13

Театрализованные
игры
с
куклами.
Элементы упражнений с куклой,
«Кукловождение».
Гимнастика для пальцев рук.
Театрализованные
игры
с
куклами.
Упражнения
для
пальцев.
Элементы основного положения
куклы. Элементы упражнений с
куклой,
«Кукловождение».Разогревающ
ие упражнения.
Театрализованные
игры
с
куклами.
Упражнения
для
пальцев.
Элементы основного положения
куклы.
Разогревающие
упражнения.
Элементы
упражнений
с
куклой,
«Кукловождение».
Театрализованные
игры
с
куклами.
Упражнения
для
пальцев.
Элементы основного положения
куклы.
Разогревающие
упражнения.
Элементы
упражнений
с
куклой,
«Кукловождение».
Октябрь
Вождение куклы. Двигательные
способности куклы. Этюды.
Пластическая выразительность
куклы на ширме.
Актёрский тренинг.
Игры – импровизации по
сказкам. Анализ
Игры по русской народной
сказке «Курочка Ряба». Анализ
игровых моментов.
Сказки. Образы и характеры
персонажей. Игры на развитие
памяти, внимания. Проведение

Практи
ческое
занятие

6

Репетиция
Практи
ческое
занятие

1

7

Репетиция
Практи
ческое
занятие

1

8

Игра
Практи
ческое
занятие

1

1

9

10
1

1

11

Репетиция
Практи
ческое
занятие
Актёрский Практи
тренинг
ческое
занятие
/
устный
опрос
Репетиция
Беседа/

14

игры «Если бы…», анализ
игровых эпизодов.
Актёрский тренинг. Игры – 1
импровизации
по
сказкам.
Анализ. Игры по русской
народной сказке «Теремок».
Анализ игровых моментов.
Сказки. Образы и характеры
персонажей
Выбор пьесы - сказки. Варианты 1
постановки сказки с участием
кукол. Внесение дополнений и
изменений в сюжет выбранной
сказки. Распределение ролей.
Самоанализ: образ и характер
персонажа.
Репетиция сказки. Движение 1
кукол. Упражнения на умение
владеть куклой. Сюжет сказки.
Подготовка кукол к работе.
Выполнение
упражнения
«Кукла».
Репетиционный процесс.

устный
опрос
12

игра

13

Репетиция

14

Репетиция Выпол
нение
самост
оятель
ной
практи
ческой
работы
Репетиция Беседа/

Репетиция сказки. Движение 1
кукол. Упражнения на умение
владеть куклой. Сюжет сказки.
Подготовка кукол к работе.
Репетиционный процесс.
Выразительность. Интонации. 1
Упражнения «Голос». Голос
персонажа. Постановка этюдов
на
основе
выбранного
материала. Речевые разминки

15

16

Репетиция

Выразительность. Интонации. 1
Голос персонажа. Постановка
этюдов на основе выбранного
материала. Речевые разминки.
Репетиционный процесс.
Показ этюдов, сказки. Анализ 1
показа. Подведение итогов
работы
Ноябрь

17

Репетиция

Наблю
дение

Выпол
нение
самост
оятель
ной
практи
ческой
работы

18

15

Двигательные
способности
куклы. Этюды.
Пластическая выразительность
куклы на ширме.
Двигательные
способности
куклы. Этюды.
Пластическая выразительность
куклы на ширме.
Твори,
придумывай,
импровизируй. Работа в парах.
Подбор стихотворных текстов
на выбранные темы.
Твори,
придумывай,
импровизируй. Работа в парах.
Подбор стихотворных текстов
на выбранные темы.

1

Выбор
сюжета
сказки.
Индивидуальная работа.
Текст. Читка. Пробная
репетиция.
Работа с текстом. Интонация.
Дикция.
Разборка текста по фрагментам.
Чтение по ролям.
Работа над речью актёракукловода. Упражнения на
владение интонацией.
Работа с текстом. Интонация.
Дикция.
Разборка текста по фрагментам.
Чтение по ролям.
Работа над речью актёракукловода. Упражнения на
владение интонацией.
Этюдная
работа.
Выбор
рабочего этюда. Подготовка к
показу этюдов
Декабрь
Экскурсия

19

Репетиция

20

Практи
ческое
Репетиция задани
е/
опрос

1
1

21

1

22

1

23
Наблю
дение/
Практи
ческое
задани
е/
наблюд
ение

24
1

1

25

1

26

1

27

Беседа

Наблю
дение

16

Самостоятельная работа над
этюдом. Подготовка к показу
этюдов.
Задания
«Рассказ
наоборот».
Показ этюдов на основе
выбранного материала.
Самоанализ. Упражнения
«Воображение»
Самостоятельная работа над
этюдом. Подготовка к показу
этюдов. Творческие задания.
Показ этюдов на основе
выбранного материала.
Эскизы костюмов кукол.
Разработка выкроек. Подбор
материала, заготовка деталей.
Сшивание и декоративное
оформление деталей костюма.
ТБ
Сшивание и декоративное
оформление деталей костюма.
ТБ

1

28

Самостоят
ельная
работа

1

29

Самостоят
ельная
работа

1

30

практичес
кое
задание

1

31

практичес
кое
задание

Сшивание и декоративное
оформление деталей костюма.
ТБ

1

32

практичес
кое
задание

Проведение диагностики ЗУНов 1
за 1 – е полугодие. Подведение
итогов за период обучения
Упражнения
«Воображение». 1
Понятия
«воображение» и
«фантазия». Творческие задания
«Сказочный мир театра».
Речевой
тренинг.
Задания 1
«Интонация»,
«Дикция».
Артикуляционная разминка.
Упражнения на развитие памяти
Самостоятельное выполнение.
1
Январь
Выполнение
упражнений 1
«Память»,
отрывки
из
стихотворений К. Чуковского
«Мойдодыр».

33

устный
опрос

Тестиро
вание

34

репетиции

Наблюд
ение

35

репетиции

36

репетиции

практич
еское
задание
Наблюд
ение

37

репетиции

Наблюд
ение/
практич
еское
задание

Беседа/
практич
еское
задание

Наблюд
ение/
17

Задания
«Интонация»,
«Дикция».
Театрализованные
игры
–
инсценировки
по
произведениям С. Я. Маршака.
Задания
«Интонация»,
«Дикция».
Театрализованные игры –
инсценировки по
произведениям С. Я. Маршака.
В мастерской Папы Карло.
Подготовка кукол к работе.
Упражнение «Кукла»
В мастерской Папы Карло.
Подготовка кукол к работе.
Упражнение «Пляшут руки»
Выполнение
творческого
задания.
Февраль
Проведение игры. Анализ и
обсуждение.
Артикуляционная гимнастика.
Игра «Основы сценической
речи». Понятие «Дикционный
тренинг».
Гимнастика для губ «Пятачок»,
«Натягивание губ».

38

репетиции

39

репетиции

40

репетиции

1

41

репетиции

1

42

Репетиция

1

43

1

44

1

практич
еское
задание

11

Выполнение упражнений для 1
тренировки
мышц
языка
«Лошадка»,
«Колокольчик».
Проведение игры. Подведение
итогов.
Скороговорки.
Упражнения с куклой «Сила и
звучность голоса»
Выполнение упражнений по
скороговоркам.
Упражнение с куклой (помогает 1
исправлению плохой дикции
кукловода).Считалочки.
Упражнения на технику речи.
Подготовка к конкурсу.

Опрос
репетиции

Беседа/
практич.
задание
45

репетиции

46

репетиции

18

Выполнение
упражнения
«Диалог»
на
владение
интонацией.
Проведение
конкурса «Весёлая считалочка».
Учимся говорить выразительно.
Басни Крылова
Чтение басен.
Работа над
этюдом, выбор текста басни на
усмотрение педагога.
Выбор сценария для постановки
спектакля. Чтение. Внесение
изменений в сценарий с учётом
имеющихся кукол. Обсуждение
варианта сценария пьесы с
перчаточными куклами.
Работа над образом персонажа
пьесы. Характер героя.
Голос персонажа. Музыкально –
шумовое
сопровождение
персонажа. Работа с текстом.
Распределение ролей
Март
Работа с куклами на ширме.
Этюды
Репетиционный процесс. Работа
кукол – персонажей пьесы.
Этюдная работа над выбранным
материалом.
Выполнение
упражнений
«Смысловые акценты, паузы».
Работа с куклами на ширме.
Этюды
Репетиционный процесс. Работа
кукол – персонажей пьесы.
Этюдная работа над выбранным
материалом.
Выполнение
упражнений
«Смысловые акценты, паузы».
Выполнение этюда. Обсуждение
и выбор выполненного этюда с
творческим подходом.
Диалог. Работа в парах. Анализ
выступления. Этюдная работа в
парах и группах.

1

47

репетиции

1

48

репетиции

Наблюд
ение

1

49

репетиции

Наблюд
ение

1

50

репетиции

Беседа

1

51

репетиции
Наблюд
ение
Практич
.
задание

1

52

репетиции

1

53

репетиции

1

54

репетиции

Наблюд
ение
19

Выполнение речевых этюдов.
Выполнение упражнения на
чёткое
произношение
последних звуков в словах.
Сценическое действие.
Проведение театральной игры
на
выявление
актёрской
смелости и воображения.
Сценическое общение.
Выполнение упражнения на
развитие логики, воображения,
чувство партнёра.
Экскурсия
Апрель
Память
на
ощущение.
Приспособление. Упражнения
«Ходьба»
Выполнение
упражнений на
умение приспособиться к новым
обстоятельствам.
Взаимодействие с партнёром.
Оценка. Игра «Найди меня».
Понятие «взаимодействие с
партнёром».
Оценка
умения кукловода
работать
с
несколькими
партнёрами.
Память
на
ощущение.
Приспособление. Упражнения
«Ходьба».
Выполнение
упражнений
на
умение
приспособиться
к
новым
обстоятельствам.
Инсценировки
по
произведениям
К.И.
Чуковского. Выбор рабочего
сценария
и
работа
над
материалом. Разбивка по ролям.
Разборка текста по фрагментам.
Работа над речью актёракукловода. Упражнения на
владение интонацией. Дикция.
Работа над постановкой голоса.
Дыхательные
упражнения.

55

репетиции
Беседа/
наблюде
ние

1
56

репетиции

57

репетиции

1

1
Беседа

1

58

1

59

репетиции

1

60

репетиции

Беседа

Практи
ч.
задани
е
61

репетиции

62

репетиции

63

репетиции

64

Репетиция

Наблю
дение/
20

Гимнастика для губ и языка.
Упражнения «Голос». Голос
персонажа.
Работа с куклами. Упражнение
на умение владеть куклой.
Гимнастика
для
рук.
Кукловождение.
Работа с куклами. Упражнение
на умение владеть куклой.
Гимнастика для рук.
Работа с куклами. Репетиция
пьесы.
Май
Показ. Обсуждение.
Работа актёров - кукловодов
над ошибками.
Анализ выступлений за
учебный год.

65

Репетиция

66

Репетиция

67

Репетиция

68

Репетиция

69

Репетиция

Экскурсия
Проведение диагностики ЗУНов
за учебный год.

70
71

Подведение итогов за период
обучения. Награждение лучших
учащихся.

72

Практи
ч.
задани
е

Беседа

Монит
оринг
результ
атов
Беседа
Тестирова Тестир
ние/устны ование/
й опрос
устный
опрос
творческие Участи
показы
ев
конкур
сах

21

III.

Содержание программы

Образовательная программа «Театр кукол» направлена на развитие
творческих способностей, индивидуальности, духовное обогащение личности
средствами театрального искусства. Она способствует развитию и
совершенствованию основных психологических процессов ребёнка,
наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления.
Программа содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики,
музыки и литературного чтения.
Большое значение в формировании художественных способностей
обучающихся отводится регулярному тренингу, который проводится на
каждом этапе обучения с учётом возрастных особенностей детей. Задача
тренинга пробудить творческую фантазию детей.
Реализация программы может осуществляться с использованием
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного
контакта между педагогом и учащимися в соответствии с положением об
организации образовательного процесса с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий. Образовательный
процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной
работы
учащихся.
Обучение
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий может реализовываться комбинированно с
традиционной формой обучения.
Опосредованное осуществление взаимодействия педагога с учащимися
может быть организовано при подготовке к участию в конкурсах на
заключительных этапах; для учащихся с высокой степенью успешности в
освоении программ; для учащихся, пропускающих учебные занятия по
уважительной причине (болезнь и др.); в период отмены (приостановки)
занятий в очной (контактной) форме. В обучении с применением ЭО и ДОТ
могут использоваться следующие организационные формы учебной
деятельности:
- презентация;
- онлайн-беседа;
- практическое занятие;
- самостоятельная работа.

22

Электронные образовательные ресурсы, используемые при применении
дистанционных образовательных технологий:
- Zoom https://zoom.us/ — эта платформа для конференций дает возможность
бесплатно организовывать встречи до 100 участников;
- Яндекс.Диск — облачный сервис, позволяющий пользователям хранить
свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в
Интернете.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие
характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные
методы организации учебно-педагогической деятельности;
- любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике,
зависящей от его цели и типа.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических
целей на занятия по:
- получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение
знаний;
- закреплению знаний и умений;
- обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и
умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые
условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки
результатов деятельности каждого учащегося.
Программой предусмотрено вариативное использование и других форм
организации: занятия малокомплектными группами (индивидуальная работа)
для работы над ролью, репетиции. Виды занятий определяются содержанием
программы и предусматривают беседы, практические занятия, подготовку к
праздникам, проведение игровых программ, конкурсов, викторин. Обучение
проводится с помощью различных форм и методов. Для изучения
теоретических вопросов используются беседы, сопровождающиеся показом
иллюстраций, просмотром и анализом игр. При работе с детьми учитываются
индивидуальные особенности каждого ребёнка. Детям с повышенными способ
ностями предлагаются более сложные задания.

23

IV.

Методическое обеспечение

Рекомендации по организации самостоятельной работы
(дистанционной) обучающихся
В ходе реализации данной программы используется:
Самостоятельные задания, направленные на закрепление пройденного
материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности.
Это может быть повторение пройденного материала или просмотр
видеоматериала (спектаклей, мастер-классов, видеоуроков и тд.), а также
творческое задание, заключающееся в анализе произведения. Выполнение
обучающимися самостоятельного задания контролируется педагогом. Кроме
того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение
учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих
мероприятиях и просветительской деятельности.
Материально-техническое оснащение:
- наглядные пособия;
- образцы изделий;
- раздаточный материал;
- информационный материал;
- фотоархив;
При проведении занятий используются: сюжетно-ролевые игры,
инсценировка, беседа, анкетирование, работа в группах, разрабатываются
конспекты занятий, сценариев мероприятий и др.
Оборудование:
-

мебель (столы, стулья)
магнитофон
утюг
ножницы, иглы, крючки
ткани, нитки
куклы, ширма
методическая литература для детей и родителей

А также необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под
руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол.
Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать
родители обучающихся.

24

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В
ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Технология,
метод, Образовательные события Показатели эффективности
приём
реализации
Мозговой штурм
Разработка
сценария, Умение
составлять
и
художественного номера
разрабатывать художественные
номера, спектакли
Технология творческой Постановка
спектаклей, Умение работать в группе,
групповой работы
художественных
номеров, научиться видеть и уважать свой
разработка проектов
труд и труд своих сверстников,
давать адекватную оценку и
самооценку своей деятельности
и
деятельности
других;
формирует
толерантное
отношение к окружающим
ЛичностноУчастие
в
фестивалях, Умение выразить свои мысли;
ориентированное
конкурсах
доводить начатое дело до конца;
обучение
умение передать характер и
образ
героя
через
выразительные
средства
кукольного театра
ПроектноРазработка
и
защита Умение разрабатывать эскизы,
исследовательская
проектов,
подготовка
к выкройки кукол, декораций.
технология
мероприятию и пр.
Умение
распределять
обязанности, подготовить и
защитить
авторский
или
групповой проект
Здоровьесберегаюющие технологии

Исследования
режимных Стремление
вести
и
моментов школы, санитарно- пропагандировать
здоровый
гигиенических условий и образ жизни
требований к занятиям, классному помещению
Информационные
Просмотр
слайдовых Умение
использовать
технологии
презентаций; использование мультимедийные презентации,
Интернет-ресурсов;
выбор использование
Интернетфонограмм к спектаклям
ресурсов,
фонограмм
к
спектаклям
Технология
Постановка художественных Умение ориентироваться в
развивающего обучения номеров
пространстве
Реализации программы делится на этапы:
25

-диагностический;
-репродуктивный;
-поисково – творческий;
-творческий
-контрольно – диагностический
– диагностический, включает определение знаний, умений обучающихся
(первое вводное занятие);
– репродуктивный, включает в себя определённые знания, умения, которые
даются детям от педагога в готовом виде (первый год обучения);
–поисково–исполнительный, дающий возможность под руководством
педагога применять полученные знания, умения при работе над сюжетом
кукольного представления;
– творческий, дети создают новые этюды, сценарии кукольных пьес, мини –
спектаклей.
– контрольно – диагностический, является итогом проделанной работы за весь
курс обучения. Он предполагает самостоятельное выполнение творческих
заданий (зачётных этюдов) на заданную тему или свободную тему.

Основные принципы работы:
- целостность содержания,
предполагающая
развитие
в
единстве
интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы личности
детей и подростков;
- преемственность форм и методов образования, учитывающая акту
альные и потенциальные потребности и интересы детей;
- креативность, предполагающая развитие потребностей и способносте
й детей к самореализации в избранных видах деятельности;
- открытость, внутренняя подвижность содержания и технологий, связанная
с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и потребностей
детей;
- непрерывность образования, позволяющая ребенку на любом этапе
выбирать направления и уровни освоения деятельности.
Педагогические методы:
-словесный
-наглядный
-практический
-репродуктивный
-проблемно-поисковый
Формы организации учебного и творческого процесса:
26

- групповые занятия: теоретические и практические;
- игровой тренинг;
- репетиции: групповые и индивидуальные;
- этюды;
- организация спектаклей;
- инсценировки;
- беседа;
- просмотр и посещение спектаклей;
- творческие показы.
Формы контроля:
- наблюдение;
- практическое занятие;
- тестирование;
- устный опрос;
- беседа;
-мониторинг результатов обучения по дополнительной общеразвивающей
программе (2 раза в год);
- открытые уроки для родителей;
- творческий отчет;
- участие в конкурсах.

27

V.

Диагностический инструментарий

Основными формами подведения итогов по программе является
проведение итоговой аттестации учащихся, в соответствии с локальным актом
- положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему
оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой
аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и
планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации
программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации
программ
В ходе освоения программы применяются следующие методы
отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, тестирование,
выполнения заданий, практических занятий, и т.д. Программой
предусмотрены наблюдение и контроль за ее выполнением, развитием
личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и
диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют
корректировать образовательный процесс, выбрать эффективные направления
деятельности.

28

VI Список литературы для педагога

1.Агаева И., Куклы России в «Орленке» [Текст] И.Агаева //Народное
творчество.- 2018.-№3.- С.30-33.
2.Агаева И., Куклы «Домовенок Кузька», «Красота», «Русский воин» [Текст]
И .Агаева // Народное творчество.- 2018.-№5.-С.40-42.
3.Агаева И., Куклы «День и ночь» [Текст] И. Агаева// Народное творчество.2019.- №2. – С. 46-47.
4.Агаева И., Куклы [Текст] И. Агаева // Народное творчество.- 2020.- №1.С. 40-43.
5.Агаева И., Куклы «Тульский Мастеровой», «Бабочка» [Текст] И. Агаева//
Народное творчество.- 2020.- №2.- С. 30-31.
6.Головина С. П., В одном цветочном королевстве [Текст] //С. П. Головина.Мариинск: 2021.-76с.
7.Детская энциклопедия [Текст] // Сост.: Б. Голдовский. – М.: Изд-во
«Аргументы и факты», 2019.- 60 с.
8.Денисова Н.А., «Аленушкины куклы» [Текст] Н.А.Денисова //Народное
творчество.- 2018.- №6.-С.43-45.
9.Думенко О., Куклы из бабушкиного сундука [Текст] // Народное творчество.2021.- №3.- С. 42-47.
10.Жулаева Н.В., Кукла-берегиня [Текст] Н.В. Жулаева // Народное
творчество.- 2022.-№4.-С.22-23.
11.Караманенко Т. Н., Кукольный театр дошкольникам [Текст]
Т.Н.Караманенко, Н. Г Караманенко. - М.: Изд-во «Педагогика», 2020.- 235с.
12.Соломин Н. И., Куклы выходят на сцену [Текст] Н. И. Соломин. – М.: Издво «Педагогика», 2018.-270 с.
13.Лопухина И., Логопедия [Текст] И. Лопухина.-М.: Изд-во «Владос», 2019.193 с.
14.Чурилова Э. Г., Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников [Текст] Э. Г .Чурилова.- М.: Изд-во,
«Владос», 2019.- 224с
15.Осипова Н., Кукла на выхвалку [Текст] Н. Осипова // Народное творчество.
-2018.-№3.- С.29-31.
16.Сахарова М.И., Зольная кукла [Текст] М.И. Сахарова // Народное
творчество.- 2021.- №5.- С.34-36.
17.Петрова Т. И., Театрализованные игры в детском саду [Текст] Т.И.Петрова,
Е.Л.Сергеева. – М.: Изд-во «Педагогика», 2020. - 184с.
18.Смирнова И. М., И оживают куклы [Текст] И. М.Смирнова. – М.: Изд-во
«Владос», 2021.-284 с.
19.Никитина А. Б., Театр, где играют дети [Текст] А. Б. Никитина.-М.:Изд-во
«Владос», 2019.-286 с.

29

Список литературы для детей
1.Головина С.П., В одном цветочном королевстве [Текст] С.П Головина. –
Мариинск: 2018.-76с.
2.Лиса и журавушка [Текст] Народная сказка. – Рига:2021.-8с.
3.Про белочек, зайчат и веселых медвежат [Текст]// Сост.: М.Орехов. – М.:
Изд-во «Малыш», 2022.-9 с.
4.Хрестоматия для детей [Текст]// Сост.: А.Л. Табенкина, М.К. Боголюбская.М.: «Педагогика», 2019.- 460 с.

30

VI.

Приложение

Приложение 1
Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи
Нашей Юле купили юлу,
Юля играла с юлой на полу.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Баран Буян залез в бурьян.
Наш Полкан попал в капкан.
Бобры для бобрят добры.
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Около кола колокола.
Съел Слава сало,
Да сала было мало.
Из кузова в кузов сгружали арбузы.
Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся.
Не будет подарка у внучки Маруси —
Все бусы склевали по бусинке гуси.
Ткачи ткали ткани на платье Тане.

31

Приложение 2
ЭТЮДЫ НА ДЕЙСТВИЕ КУКОЛ С ПРЕДМЕТАМИ
(во всех этюдах применяются перчаточные куклы.)
«РЫБАК»
Берег реки. Выходит рыбак. Идет посвистывая. Выбирает место. Выбрал.
Наклоняется и сдувает пыль. Стряхивает рукой то, что не сдулось. Осторожно
садится. Разматывает удочку. Достает червяка, насаживает. (В этот момент
кукловод свободной рукой прижимает нижний конец удочки к грядке ширмы
так, будто она воткнута в землю.) Поплевал на червяка и закидывает удочку.
Некоторое время сидит неподвижно, впившись глазами в поплавок. Удилище
дергается, рыбак подсекает и вытягивает очень большую рыбу. Снимает ее с
крючка и кладет на грядку. Вновь забрасывает удочку. Моментально клюет.
Снова очень большая рыба. Забрасывает удочку в третий раз и сразу же
выдергивает из воды рыбину, крупнее предыдущих. Не кладет, а расставляет
рыб друг за другом по росту. Любуется. Хватает удочку, забрасывает, ждет.
Внезапно удочка резко дергается. Рыбак тянет ее не очень сильно. Удочка не
поддается. Тянет сильнее. Тянет, откидываясь назад. Удочка не поддается.
Поворачивается и тянет через плечо. Рыбак выдергивает удочку из воды и
падает носом в землю. Встает, осматриваясь по сторонам, рассчитывая
увидеть по - меньшей мере кита. Не видит ничего. Внимательно смотрит на
крючок, подносит его к самому носу и роняет удочку от удивления. Снимает
с крючка крошечную рыбешку. С досадой швыряет ее в речку. Сердито
опрокидывает рыб, складывает их пирамидой. Толкая перед собой пирамиду
из рыб, уходит. Возвращается, хватает удочку, уходит.
«ДЕВОЧКА И МЯЧ»
Музыка в ритме польки. На ширму выкатывается мяч. (Мяч на проволочном
держаке, управляет им помощник.)
За мячом выбегает девочка. Ловит мяч. Ударяет им о землю. Бьет несколько
раз, постепенно убыстряя темп. Приближается к стенке, играет мячом у
стенки. Подбрасывает мяч, каждый раз все выше. Отходит от стенки, играя
мячом в воздухе. Подбрасывает мяч, хлопает в ладоши, ловит. Снова
подбрасывает, быстро поворачивается кругом и успевает поймать мяч.
Подбрасывает мяч изо всех сил, он высоко взлетает, в это время обрывается
музыка. Мяч повисает в воздухе. Девочка ждет мяч, подняв руки, потом
нетерпеливо манит его рукой. Растерянно оглядывается по сторонам. Музыка
заиграла снова. Мяч упал. Девочка ловит его, прижимает к себе и убегает.
32

«НЕПОСЛУШНЫЙ КОВЕР»
Появляется котенок. Тащит за собой ковер, скатанный в трубку. Кладет ковер
на грядку. Потягивается, зевает. Начинает раскатывать ковер. Не успел
раскатать, как другой конец ковра свернулся опять. Котенок удивленно
посмотрел на ковер и снова стал его разворачивать. В это время
противоположный конец ковра быстро свернулся, толкнув котенка. Котенок
отлетает в сторону. Почесал ушибленное место. Осторожно подходит к ковру,
начинает тихонько, сантиметр за сантиметром разворачивать ковер, прижимая
его собой к полу. Раскатал до конца. Ковер неподвижен. Котенок встает,
отходит в сторону, удовлетворенно потягивается. Неожиданно ковер очень
быстро сворачивается сразу с двух концов. Котенок с сердитым урчанием
бросается на ковер, втискивается между двумя валиками ковра и отчаянно
старается раздвинуть то один конец ковра, то другой. Ковер не поддается. С
большим трудом котенку удается расстелить один конец ковра. Но ковер
быстро свернулся, как пружина, и котенок оказался закатанным в него. Ковер
вместе с котенком выкатывается со сцены. (Ковер все время поддерживается
и управляется вторым исполнителем — помощником.)
ЭТЮДЫ С РУКАМИ
«ЦВЕТЫ И КОЛЮЧКИ»
Поднимается солнце. (Солнце может быть вырезано из фанеры и просто
закреплено на тонкой палке.) Из-за грядки поднимаются, как бы вырастают
цветы (руки в цветных перчатках). Пальцы-лепестки сомкнуты, бутоны цветов
— кисти рук — опущены. Цветы медленно раскачиваются. Постепенно
распускаются. Тянутся к солнцу. Появляется бабочка (две руки со
скрещенными большими пальцами). Цветы раскрылись полностью и
покачиваются, подзывая бабочку к себе.
Внезапно из-под земли вылезает колючка. Ее изображает рука в зеленой
перчатке. Пальцы-колючки растопырены. Колючка оглядывается и начинает
теснить цветок. Появляется еще несколько колючек, и с двух сторон они
теснят цветы. Те поникают.
Показывается рука с лейкой. Ставит лейку на грядку. Вырывает колючки.
Расправляет цветы. Поливает их. Цветы выпрямляются. Опускается солнце.
Цветы медленно закрываются. Солнце исчезло. Цветы заснули.
«МОРЕ»

33

Море (руки в синих перчатках). Руки-волны слегка колышутся в общем
ритмическом движении. Появляется корабль. (Его можно вырезать из фанеры
или картона.) Волны медленно «передают» его друг другу.
Корабль исчезает за кулисами. Ветер. Волны становятся беспокойней. Снова
появляется корабль. Волны быстрей «передают» его друг другу. Корабль то
глубоко опускается, наклоняясь и зарываясь носом, то взлетает вверх.
Исчезает за кулисами. На море — буря. Волны перекатываются друг через
друга, сталкиваются, перемешиваются. Снова появляется корабль. Волны
буквально перебрасывают его друг другу, швыряют как попало. Корабль
исчезает. Буря утихает. Появляется корабль. Плывет по волнам вверх дном.
Волны бережно переворачивают его, тихонько качают. Корабль уплывает.

34

Приложение 3
Словарь терминов
1. Артикуляционный аппарат – работа языка, подбородка (челюстей) и губ.
2. Ассоциации – ощущения, восприятие, представление.
3. Верховые куклы – управляемые снизу из-за ширмы.
4. «Выгородок» - построение спектакля при помощи этюдов и
импровизаций, от главной идеи спектакля.
5. Гапит – прикрепленная к голове куклы палочка, помогающая удерживать
голову куклы и управлять ею.
6. Дикция – манера выговаривать слова.
7. Конфликт – борьба персонажей.
8. Кульминация – момент высокого эмоционального напряжения, наиболее
яркого и сильного раскрытия образа.
9. Метафора – употребление слова или выражения в переносном значении,
основанное на сходстве, аналогии.
10. Мизансцена – расположение актеров на сцене в определенном сочетании
друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной
момент спектакля.
11. Напольные куклы – находятся ниже актера, приводятся в движение на
глазах у зрителя.
12. Образ (сценический) – тип, характер, созданный артистом.
13. Орфоэпия – произносительные нормы языка, нормы литературного
произношения.
14. Педжент – английский средневековый театр, где действия разделены на
отдельные сцены, игравшиеся разными актерами.
15. Пластика – согласованность движений и жестов.
16. Сверхзадача – цель пьесы, воплощенная в работе и «донесенная» до
зрителя.
17. Символ – образ, иносказательно выражающий какое-либо понятие или
отвлеченную идею.
18. Сквозное действие – действия и поступки, совершаемые героями, в
соответствии с целью постановки.
19. Сценическое пространство – варианты ширм различных конструкций,
определяемые системой вождения кукол.
20. Сценография- оформление театрального спектакля.
21. Сюжет – художественное воплощение событий.
22. Ширма – сцена для показа кукольного представления.

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».