Эрудит геометрия

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей
г. Пролетарск Ростовской области
ПРИНЯТО/СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
Протокол от «25» мая 2023г. №5

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Эрудит геометрия»

Уровень программы: Стартовый
Вид программы: Модифицированная
Тип программы: Персонифицированная
Возраст детей: от 15 до 17 лет
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Разработчик: Педагог дополнительного
образования Могильная Вера Алексеевна
ID номер программы в АИС «Навигатор»

Пролетарск
2023

Оглавление
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 2
1.1Планируемые результаты……………………………………………………..5
1.2 Формы контроля и аттестации ....................................................................... 6
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК...................... 7
2.1 Учебный план ................................................................................................. 7
2.2 Календарный учебный график....................................................................... 8
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .................................................................. 14
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......... 1Error! Bookmark not defined.
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ........ 1Error! Bookmark not
defined.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................ 1Error! Bookmark not defined.
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................... 1Error! Bookmark not defined.

2

I.

Пояснительная записка

1.1 Программа «Эрудит геометрия» предназначена для развития
математических способностей обучающихся, для формирования элементов
логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений
младших школьников с применением коллективных форм организации
занятий и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
1.2 Программа «Эрудит геометрия» разработана на основе следующих
законов об образовании и нормативных актов.
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Мин. Просвещения России от 28.12.2018 №345» О
федеральном перечне учебников рекомендованных к использованию при при
реализации образовательных программ.
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
3

- Уставом и локальными актами учреждения.
- Положением о рабочей программе МБУДО ЦДОД г. Пролетарска
- Согласно учебного плана МБУДО ЦДОД на 2023-2024 уч.год
1.3Актуальность программы определена требованиями к результатам
основной образовательной программы начального общего образования ФГОС.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является
формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений,
навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более
эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за
собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является
именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и
навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является
актуальной задачей современного образования.
1.4 Отличительные особенности программы, новизна
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу
являются:
• определение видов организации деятельности учащихся, направленные
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса;
• в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
1.5 Характеристика программы
Направленность программы- естественнонаучная
Тип программы- модульная реализуемая в сетевой форме
Вид программы - модифицированная
Уровень освоения программы –стартовый
1.6Объем и срок освоения программы - данная программа является очной;
рассчитана на один год обучения -72 часа 36 учебных недель с (сентября по
май)
Содержит 5 разделов (модулей) рассчитанных на сетевую реализацию
при не возможности проведения очных занятий предусмотрены
дистанционные с использованием дистанционных технологий на
образовательных площадках
1.7 Режим занятий - 1раз в неделю по 2 занятия по 45 минут с перерывом по
10 мин.
1.8 Тип занятий – предусмотрены различные типы занятий; теоретические
практические комбинированные (тренировочные) контрольные и
диагностические.
1.9 Форма обучения очная при необходимости дистанционная на
4

образовательных платформах «ЗУМ» и «Сферум»
1.10 Адресат программы -программа рассчитана на детей старшего
школьного15-17лет возраста.
По современным требованиям наполняемость группы проходит в
соответствии к современным требованиям и организации образовательного
процесса для детей инвалидов и ОВЗ. C учётом психофизических и иных
особенностей обучающихся Занятия в кружке позволяют сформировать у
детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в
коллективе, микро группах. Учительская задача состоит в том, чтобы
вооружить учеников знаниями, навыками добывать эти знания, умением
отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то
лучшее, что делает человека человеком.
Требования к педагогу осуществляющему реализацию программы:
- Педагог осуществляющий образовательную деятельность должен
соответствовать Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования», утвержденному приказом Министерства труда и социального
развития от 22.09.2021г.№652; иметь профессиональную квалификацию,
необходимую для выполнения трудовых функций и уровень подготовки,
соответствующий:
квалифицированными специалистами в сфере образования, имеющими
необходимый для выполнения должностных обязанностей уровень
профессиональной подготовки, удостоверяемый документами об образовании
и соответствующими требованиями к стажу работы.
обладать знаниями и специальными навыками по действиям в
чрезвычайных ситуациях, оказанию первой доврачебной помощи в том числе:
знать и учитывать в процессе оказания государственной услуги
индивидуальные особенности детей и подростков, возрастные особенности
развития, физического и психологического состояния, владеть методиками
адаптации и реабилитации, знать анимационные технологии при организации
досуга и отдыха, создавать атмосферу благожелательности и гостеприимства,
уметь разрешать конфликтные ситуации.

1.11 Цель развитие творческих способностей, логического мышления
обучающихся, углубление знаний, полученных в рамках уроков геометрии, и
расширение общего кругозора ребенка в процессе решения практических
задач.
Задачи:
обучающие:
– создание условий для развития у детей познавательных интересов,
-формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;
-обучение приемам поисковой и творческой деятельности.
развивающие:
– развитие и совершенствование психологических качеств личности
5

школьников:
любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости,
самостоятельности в приобретении знаний; закрепление и углубление знаний
учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;
-развитие устной и письменной связной речи учащихся; развитие
индивидуальных способностей учащихся;
воспитательные:
– воспитание коммуникативной культуры школьников;
-выявление и поддержка одаренных учащихся;
1.12 Планируемые результаты
В личностном направлении:
1. Умение ясно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить примеры.
2. Умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать
гипотезу от факта.
3. Представление о математической науке как о сфере человеческой
деятельности.
4. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при
решении математических задач.
5. Умение контролировать процесс и результат деятельности.
6. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов,
моделей, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
1. Первоначальные представления об идеях и методах математики как об
универсальном языке науки и практики, о средстве моделирования явлений и
процессов.
2. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной
ситуации, в окружающей жизни.
3. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую
для решения проблем и представлять ее в понятной форме.
4. Умение понимать и использовать математические модели для
иллюстрации, интерпретации, аргументации.
5. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки.
6. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений,
видеть различные стратегии решения задач.
7. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы
решения учебных и практических проблем.
8. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на
решение задач исследовательского характера .
В предметном направлении
6

В результате прохождения программы обучающийся научится:
1. Находить необходимую информацию в информационных источниках и
в открытом информационном пространстве.
2. Распознавать математические понятия и применять их при решении
задач практического характера.
3. Решать простейшие комбинаторные задачи путём осмысления их
практического значения и с применением известных правил.
4. Применять некоторые приёмы быстрых решений практических задач.
5. Применять полученные знания для моделирования практических
ситуаций.
6. Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики,
на итоговой аттестации в дальнейшей практической деятельности.
Формы контроля и аттестации:
1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный
опрос, тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных
задач, шаблоны-головоломки и т.п.).
3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований,
презентация.
4. Анкетирование.
5. Проект.
6. Педагогическая диагностика.
7. Передача обучающемуся роли педагога.
8. День творчества в кружках.
9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
11. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
12. Групповая оценка работ.
13. Тематические кроссворды.
14. Собеседование.
15. Деловые игры.
16. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
17. Защита рефератов.
20. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.
21. Карта индивидуальных достижений.
23. Зачет (экзамен).

7

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
Таблица 1

Название
№
темы

Учебный план
Теория Практика
Общее

Формы
аттестации

количество
часов
1

Кому и зачем

.

нужна

2

2

-----

Опрос

8

2

6

Тестирование

20

2

18

Тестирование

8

2

6

Тестирование

22

2

20

Тестирование

8

2

6

Тестирование

4

-----

4

Зачет

72

12

60

математика?
2

Математика в

.

быту

3

Математика в
профессии

4

Математика в
бизнесе

5

Математика и
общество

6

Математика в
природе

7

Отчетная
конференция
Итого:

8

2.2 Календарный учебный график
Таблица 2

№
Да
п/
та
п

Тема
занятия

Календарный учебный график
“Эрудит”
Кол Время
Место
-во проведе
Форма проведени Форма
час
ния
занятия
я
контроля
ов занятия
Вводный урок

1

Кому и зачем
нужна
математика?

Беседа

2

Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
математик
и

Опрос

Математика в быту

2

Разметка
участка на
местности

2

3

Меблировка
комнаты

2

4

Расчёт
материала для
ремонта
комнаты

2

Пролетарс
кий
Практиче
район,
Тестирова
ская
МБОУ
ние
работа
Николаевс
кая СОШ
Пролетарс
кий
район,
Практиче
МБОУ
Сдача
ская
Николаевс
проектов
работа
кая СОШ,
Кабинет
математик
и
Пролетарс
кий
Практиче
район,
Сдача
ская
МБОУ
проектов
работа
Николаевс
кая СОШ,
9

5

Расчёт
стоимости
ремонта
комнаты

Кабинет
Практиче
Контроль
математик
ская
ная
и
работа
работа

2

Математика в профессии
Что такое
отчет?
6

7

Математика в
пищевой
промышленност
и

2

беседа

2

беседа

Математика в
медицине
8

9

10

11

Математика в
промышленном
производстве
Математика в
сфере
обслуживания

Математика в
спорте

2

беседа

2

беседа

2

беседа

2

беседа

2

беседа

2

беседа

Математика и
искусство
12

13

Место
математики в

10

Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
математик
и
Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
математик
и
Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
математик
и
Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
математик

опрос

опрос

опрос

опрос

опрос

Опрос

опрос

опрос

моей профессии

и

Представление
эссе по теме
«Моя будущая
профессия»
14

Пролетарс
кий
район,
Практиче
МБОУ
ская
Николаевс
работа
кая СОШ,
Кабинет
математик
и
Пролетарс
кий
район,
Практиче
МБОУ
ская
Николаевс
работа
кая СОШ,
Кабинет
математик
и

2

Представление
эссе по теме
«Моя будущая
профессия»
15

2

Сдача
эссе

Сдача
эссе

Математика в бизнесе

16

17

18

19

Зачем бизнесу
поддерживать
развитие
математической
науки?
Цена товара.
Наценки и
скидки
Решение и
анализ
предпринимател
ьских диаграмм

Деловая игра

Пролетарс
кий
презентац
район,
ия
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
Презента математик
ция
и

2

2

опрос

Опрос

Пролетарс
кий
Презента
район,
опрос
ция
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
Деловая
наблюден
математик
игра
ие
и

2

2

Математика и общество
11

Сколько стоит
отдохнуть?
20

21

Сколько стоит
электричество?

2

Лекция

2

Лекция

2

Беседа

2

Беседа

2

Беседа

2

Беседа

2

беседа

2

Беседа

2

Беседа

Штрафы и
налоги
22

Распродажи
23
Тарифы
24

Голосование
25
Домашняя
бухгалтерия
26

Бюджет семьи
27
Математика и
режим дня
28

12

Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
математик
и
Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
математик
и
Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
математик
и
Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
математик
и
Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,

Опрос

опрос

Опрос

Опрос

Опрос

Опрос

Опрос

Опрос

опрос

29

30

Из чего
складывается
заработная
плата
Зачет по теме
«Математика в
обществе»

Беседа

2

зачет

2

Кабинет
математик
и

опрос

Пролетарс
кий
район,
аттестаци
МБОУ
я
Николаевс
кая СОШ,

Математика в природе

31

32

33

34

Что и как
экономят
пчелы?

Какова высота
дерева? (пр
работа)
«Золотое
сечение» в
живой и в
неживой
природе
Симметрия
вокруг

2

Лекция

2

Беседа

2

Беседа

2

Беседа

Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
математик
и
Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Николаевс
кая СОШ,
Кабинет
математик
и

Опрос

Опрос

Опрос

опрос

Отчетная конференция
Урок консультация

35

Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Презента
Николаевс
ция
кая СОШ,
Кабинет
математик
и

2

13

зачет

Урок консультация

36

Пролетарс
кий
район,
МБОУ
Презента
Николаевс
ция
кая СОШ,
Кабинет
математик
и

2

Итого

72

14

зачет

III.

Содержание программы

Вводный урок
Кому и зачем нужна математика? С чего начинается математика в жизни
школьника, взрослого человека, семьи. В какой профессии математика не
нужна? Что развивает математика? Решение задач на смекалку.
МОДУЛЬ «Математика в быту».
Разметка участка на местности. Какие знания помогут осуществить разметку.
Какое необходимо оборудование. Расчет площади и периметра участка. Расчет
стоимости ограждения участка.
Меблировка комнаты. Какая мебель нужна на кухне, в спальне, в холле, в
гостиной? Как расставить мебель в комнате? Практическая работа с моделями.
Расчет стоимости ремонта комнаты. Ремонт классной комнаты. Выбор
материалов для ремонта. Замеры на местности. Расчет количества расходных
материалов. Расчет стоимости ремонта.
Домашняя бухгалтерия. Из чего состоит бюджет? Статьи расходов семьи.
Зачем нужны сбережения? Бюджет семьи с низким уровнем дохода и семьи с
высоким уровнем дохода: составление таблицы расходов и доходов. Бюджет
школьника: составление таблицы расходов и доходов. Сколько стоит
семейный отдых? Виды отдыха семьей. Расчеты затрат на отдых. Зачем нужно
просчитывать расходы? Практическое применение составленных таблиц.
Сколько стоит электричество? На что тратит электричество семья. Как
можно экономить электричество? За какой срок окупаются расходы на
энергосберегающую лампу? Сколько можно сэкономить на двух тарифном
счетчике? Решение практических задач.
Математика и режим дня. Зачем нужен режим дня? Поможет ли
математика составить режим дня? Когда и сколько нужно отдыхать?
Компьютер в жизни школьника: польза или вред? Чередование видов
деятельности школьника. Сколько нужно выполнять домашнее задание?
Сколько школьник учится и сколько отдыхает? Сколько родители работают и
сколько отдыхают? Как отдохнуть от учебной деятельности? Составление
режима дня по всем правилам.
МОДУЛЬ «Математика в профессии».
Из чего складывается заработная плата? Кто начисляет зарплату? Из чего
складывается зарплата учителя? Как оплачивается отпуск? Как оценить работу
школьника, студента? Решение практических задач.
Что такое отчет? Кто и для чего составляет отчеты? Для чего сводят дебет
и кредит? Математика и статистика. Математическое моделирование отчетов.
Решение практических задач.
Математика в пищевой промышленности. Что считает мастер пищевого
производства? Последствия ошибки в просчетах. Решение практических
задач.
Математика в медицине. Зачем математика врачу? Фармацевту?
Лаборанту? Стандартный вид числа в лабораторных исследованиях. Как
просчитать дозу лекарства? Решение практических задач.
Математика в промышленном производстве. Как используется
15

математика в производстве автомобилей? Зачем нужен план производства?
Выполнение задания сверх плана. Решение практических задач.
Математика в сфере обслуживания. Группы профессий сферы
обслуживания. Профессии работников торговли и сферы бытовых услуг. Кому
и как помогает математика. Заказ товаров на реализацию в торговой сети, заказ
пошива школьной формы для класса.
Математика в спорте. Как может помочь математика достигнуть хороших
результатов в спорте? Решение комбинаторных задач.
Математика и искусство. Как математические знания нужны художнику?
Кем был Леонардо да Винчи – художником или конструктором? Какие
математические знания помогут изобразить объект? Практическое занятие.
МОДУЛЬ «Математика в бизнесе».
Экономика бизнеса. Покупатель и продавец. Издержки, стоимость, цена.
Спрос и предложение. Цепочка образования стоимости товара. Доход и
прибыль. Рентабельность бизнеса. Составление кластера из рассмотренных
понятий. Оплата услуг и издержки производства. Решение практических
задач.
Цена товара. Наценки и скидки. Решение практических задач.
Деловая игра «Юные бизнесмены»
МОДУЛЬ «Математика в обществе».
Штрафы и налоги. Как и за что начисляются штрафы? Штрафы для
юридических лиц и для физических лиц. Как избежать штрафов? Пени.
Сколько стоит не платить штраф? Решение практических задач.
Распродажи. Когда и где бывают распродажи? Кому выгодны
распродажи? Повышение и снижение цены на товар? Решение практических
задач.
Тарифы. Что такое тариф? Где встречаются тарифы? Тарифы на цены и
услуги. Коммунальные платежи. Решение практических задач.
Голосование. Референдумы. Перепись населения. Гражданская позиция
каждого. Обязательно ли участие в выборах и референдумах? Может ли
зависеть судьба страны от позиции ее гражданина? Роль личности в истории.
Решение практических задач.
МОДУЛЬ « Математика в природе».
Что и как экономят пчелы? Правильные многоугольники. Правильный
шестиугольник для пчел. (урок-исследование)
«Золотое сечение» в живой и в неживой природе. Что такое «золотое
сечение»? Золотое сечение вокруг нас. Золотое сечение в архитектуре города
Ульяновска. Практическая работа.
Какова высота дерева? Какие математические знания помогут вычислить
высоту дерева? Вычисление высоты дерева или иного объекта на местности
(творческая работа)
Симметрия вокруг нас. Виды симметрии. Примеры видов симметрии в
природе. Решение практических задач.

16

IV. Методическое обеспечение.
Реализация образовательной программы требует наличия учебного
кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места учащихся; рабочее
место учителя; интерактивная панель; наглядные пособия (учебники, таблицы,
математические справочники), раздаточный материал (карточки, блицы,
рисунки, алгоритмы).
Информационно-коммутативные средства: мультимедийные обучающие
программы и электронные учебные издания.

17

V.

Диагностический инструментарий

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и
практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех
необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть
занятий включает в себя необходимую информацию о теме и предмете
знания. Практическая часть позволяет отработать и закрепить
теоретические знания. Занятия проходят в форме лекций, практических
работ, занимательных бесед, математических боев, развивающих игр и
защит проектов.

18

VI . Список литературы
1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, СБ. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина
«Учебник по геометрии для 7-9 классов»
2. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина «Рабочие тетради
по геометрии для 7-9 классов».
3. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы».
4. Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков «Тематические тесты».
5. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина
«Изучение геометрии в 7 - 9 классах».
6. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский «Задачи по геометрии для 7-11
классов».
7. Официальный сайт «ФИПИ».
8. Официальный сайт «Решу ОГЭ».
- Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство
-А.В. Шаповалов И.В. Ященко Вертикальная математика для всех
МЦНМО2013
-В.М Гуровиц В.В. Ховрина Графы

19

VI.

Приложения

Приложение в помощь педагогу
опросник «Мотивация к обучению»
Схема наблюдения за учащимися на занятиях
1. Фамилия, Имя

2. Готовность к занятию_______________________________________________________
(учебник, тетрадь, необходимые инструменты, домашнее задание)
3. Работа на занятии__________________________________________________________
(активность ответов при теоретической части урока)
4.Уровень интереса при выполнении практического задания:__ (высокий, средний,
низкий)___________________
5. Количество выполненной работы:___________________________________________
(в полном обьеме, частично, не справился )

Беседа педагога с учащимся
1. Фамилия, имя____________________________________________________________
2. Вам нравятся занятия по
математике?____________________________________________
3. Что именно нравится или не нравится на занятиях по
математике?____________________
4. Часто ли у Вас бывает такое состояние, что «ничего не хочется делать?»
5. Часто ли Вам для того, чтобы втянуться в работу, надо приводить интересные примеры?
6. При изучении математики стремитесь ли Вы научиться рациональным способам
выполнения
заданий? __________________________________________________________

20

опросник «Мотивация к обучению»

1. Отношение родителей к математике? (Имеют математическое образование;

применяют математику в своей работе; увлечены математикой, не любят
математику, совсем не интересуются ею). Подчеркнуть нужное.
2. Интересуешься ли ты историей математики? (Читаю дополнительную литературу;
достаточно услышать сообщения на уроках; не интересуюсь). Подчеркнуть
нужное.
3. Есть ли в домашней библиотеке математические книги, но не учебники по
математике? (Да, нет). Подчеркните нужное.
4. Часто ли ты обращаешься за помощью при подготовке домашних заданий по
математике? (Каждый раз, иногда, делаю все сам). Подчеркните нужное.
5. Кто больше всего помогает готовить уроки по математике?____________________
6. Сколько времени занимает подготовка к математике?_________________________
7. Почему ты учишь математику? (Желательно ответить откровенно и полно)_______
8. Хочешь ли ты знать больше, чем дают на уроках математики? (Да, нет).
Подчеркните нужное.
9. Как дается тебе математика? (Легко, много надо заучивать, трудно). Подчеркните
нужное.
10. Твое отношение к математике? (Люблю; учу, чтобы получить хорошую отметку;
чтобы не ругали дома; скучно на уроках; не хочу ее учить). Подчеркните нужное.
11. Какими знаниями по математике ты владел до прихода в школу? (Счет до 10 и
обратно; сложение в пределах десятка; решение простых задач). Подчеркните
нужное.
12. Какого вида задания по математике нравятся тебе больше всего? (Задачи, примеры,
задачи и примеры). Подчеркнуть нужное.
13. Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с математикой? (Буду математиком; хочу
поступить в вуз, где нужно будет сдавать математику; хочу знать как можно больше о
разном, не только о математике). Подчеркнуть нужное.

21

Индивидуальная карточка учёта
результатов интеллектуальных умений
Фамилия, имя ребёнка_____________________________________
Возраст__________________________________________________
Название детского объединения_____________________________
Ф.И.О. педагога___________________________________________
Дата начала наблюдения____________________________________
№
Параметры результативности
Оценка (баллы
п/п
)
1
2 3
4
1. Сосредоточенно работать над учебным
материалом более или менее интересным
2. Сосредоточенно работать, даже если твоя работа
не будет иметь успеха
3. Ответственно относиться к выполнению
различных поручений на занятии
4. Выполнять индивидуальные задания на занятии
5. Выполнять задания вне занятия, т.е. дома
6. Организовывать работу других на занятии
7. Помогать другим обучающимся по заданию
педагога
Общая сумма баллов:
Баллы:
1 – не умею
2 – умею иногда
3 – умею с чьей-то помощью
4 – умею, но в зависимости от сложности материала
5 – умею всегда
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 9 – 18 баллов
Средний уровень – 19 – 36 баллов
Высокий уровень – 36 – 45

22

5

Карта оценки результативности реализации образовательных программ
Название программы, ее длительность ____________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога ________________________________________
Фамилия, имя учащегося _______________________________________________
Год обучения по программе _____________________________________________
Характеристи
Оценка уровня результативности
Параметры
Характеристика
ка низкого
Очень
Удовлет
Очень
результативности
Слабо
Хорошо
высокого
уровня
слабо
ворит.
хорошо
уровня
реализации
результативност
результативн
программ
и
1
2
3
4
5
ости
Информация
Опыт освоения
освоена
теоретической
Информация
полностью в
информации
не освоена
соответствии с
(объём, прочность,
задачами
глубина)
программы
Опыт
Способы
практической
деятельности
деятельности
Способы
освоены
(степень освоения деятельности
полностью в
способов
не освоены
соответствии с
деятельности:
задачами
умения и навыки)
программы
Отсутствует
Приобретён
позитивный
полноценный,
опыт
разнообразный,
эмоционально
адекватный
Опыт
-ценностных
содержанию
эмоциональноотношений
программы опыт
ценностных
(проявление
эмоциональноотношений (вклад
элементов
ценностных
в формирование
агрессии,
отношений,
личностных
защитных
способствующи
качеств учащегося)
реакций,
й развитию
негативное,
личностных
неадекватное
качеств
поведение)
учащегося
Приобретён
опыт
Освоены
самостоятельной
элементы
творческой
репродуктивн
деятельности
Опыт творчества
ой,
(оригинальность
имитационно
,
й
индивидуальнос
деятельности
ть, качественная
завершенность
результата)
Приобретён
Общение
опыт
Опыт общения
отсутствовало
взаимодействия
(ребёнок
и
23

закрыт для
общения)

Осознание
ребёнком
актуальных
достижений.
Фиксированный
успех и вера
ребёнка в свои
силы (позитивная
«Я-концепция»)

Мотивация и
осознание
перспективы

сотрудничества
в системах
«педагогучащийся» и
«учащийсяучащийся».
Доминируют
субъектсубъектные
отношения

Рефлексия
отсутствует

Актуальные
достижения
ребёнком
осознаны и
сформулирован
ы

Мотивация и
осознание
перспективы
отсутствуют

Стремление
ребёнка к
дальнейшему
совершенствова
нию в данной
области (у
ребёнка
активизированы
познавательные
интересы и
потребности)

Общая оценка уровня результативности:
7-20 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.

Анкета в помощь педагогу
24

Информационная карта освоения учащимися образовательной
программы
Название программы, ее длительность______________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога___________________________________________
Фамилия, имя воспитанника______________________________________________
Год обучения по программе______________________________________________
Оценка педагогом результативности
освоения программы
Параметры
№
результативности освоения
1 балл
2 балла
3 балла
программы
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)
1.
Опыт освоения теории
Опыт освоения
2.
практической деятельности
Опыт творческой
3.
деятельности
Опыт эмоционально4.
ценностных отношений
Опыт социально-значимой
5.
деятельности
Общая сумма баллов:
Обработка анкет и интерпретация результатов.
Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей
сумме баллов):
1-4 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
5-10 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
11-15 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.

25

Анкета, предлагаемая родителям в конце учебного года
Дорогие родители!
Заканчивается учебный год. Нам очень важно знать, как он прошел,
какой след оставил в душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу.
Ваши ответы на предложенные вопросы помогут нам в дальнейшем
сотрудничестве с Вами по воспитанию и образованию Вашего ребенка.
1. Довольны ли Вы содержанием программы, развивает ли она творческие

способности Вашего ребенка?
2. Какие дополнительные предметы (темы), по Вашему мнению, необходимо
включить в программу или исключить из нее?
3. Считаете ли Вы необходимым привлекать других специалистов по
данному направлению (возможно за дополнительную оплату)?
4. Использует ли Ваш ребенок полученные знания и умения в школе, в быту,
помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг?
5. На развитие каких качеств характера Вашего ребенка повлияли занятия в
коллективе?
6. Какие достижения ребенка Вас порадовали?
7. С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением
возвращался после занятий домой?
8. Устает ли Ваш ребенок после занятий?
9. Приобрел ли ребенок, на Ваш взгляд, новых друзей в коллективе,
изменились ли его отношения с друзьями в школе?
10. Какие качества ценит Ваш ребенок в педагоге?
11.Считаете ли Вы, что полученные знания помогут Вашему ребенку в
выборе профессии? Удалось ли, на Ваш взгляд, Вашему ребенку решить
проблемы, о которых Вы сообщали нам в начале года?
Благодарим Вас за сотрудничество!

26

Приложение №3
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Диагностика – термин греческого происхождения (dia – между, сквозь, через
и gnosis – знание). Это «особый вид познания, находящийся между научным
знанием и опознанием единичного явления» (Н.К. Голубев, Б.П. Битинас).
Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки,
направленных на решение задач оптимизации учебного процесса,
дифференцированного подхода к учащимся, а также совершенствования
образовательных программ и методов педагогического воздействия.
Мониторинг – в переводе с английского означает постоянное слежение за
состоянием и результатами какой-либо деятельности или объекта путем
сбора, обработки и хранения оперативной информации.
Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения,
обработки и распространения информации о деятельности педагогической
системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и
прогнозирование ее развития. (А.Н. Майоров) Метод – последовательность
приемов исследования, которая раскрывает путь познания изучаемого
явления. В педагогике различают следующие методы педагогического
исследования: наблюдение, анкетирование, эксперимент, тестирование,
беседа, опрос, социометрические методы, терминологические методы,
контент-анализ.
Педагогическое наблюдение – это специально организованное педагогом
восприятие педагогических явлений в естественных условиях. Можно
наблюдать протекание различных дел, ситуаций, возникающих в
образовательном процессе. Так как педагог сам является участником и
организатором педагогического процесса, то данный метод будет называться
включенным наблюдением.
Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с
вопросом к определенной группе людей. Могут быть устные, письменные.
Беседа – один из видов опроса, диалог по заранее разработанной программе
(план, разработанный заранее и предполагающий определенные ответы).
Интервью – диалог по заранее разработанным вопросам.
Анкетирование – один из видов письменного опроса. Продуктивный и
гибкий метод получения информации.
Тест – специальные задания, которые вызывают у респондента 7
прогнозируемое или стандартизированное поведение или решение задач.
Существуют различные классификации тестов: по цели, по форме, по
содержанию.
Результат – это любой итог деятельности. Он может быть, как
положительным, так и отрицательным.
Результативность – это качественная характеристика полученного результата
с точки зрения достижения поставленной цели.
Компетентность – приобретаемое в результате обучения новое качество,
связанное со способностью на основе знаний, умений, опыта, ценностных
ориентаций решать жизненно важные проблемы и задачи.
27

Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка ______________________________________
Возраст_________________________________________________
Вид и название детского объединения
__________________________________________________________
Ф. И. О. педагога __________________________________________________________
Дата начала наблюдения _____________________________________
Сроки диагностики
Показатели

Первый

Второй

Третий

год обучения

год обучения

год обучения

Конец I

Конец

Конец I

Конец

Конец I

Конец

полугодия

уч.
года

полу

уч.
года

полугодия

уч. года

1. Теоретическая
подготовка ребенка:
1. Теоретические знания:
а)
б)
в) и т.д.
1.2.Владение специальной
терминологией
1. Практическая
подготовка ребенка
2.1. Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой:
а)
б)
в) и
т.д.
2.2.Владение специальным
оборудованием и оснащением
2.3. Творческие навыки
1. Общеучебные умения
и навыки
3.1. Учебно-интеллектуальные
умения:
а) умение подбирать и
анализировать специальную
литературу
б) умение пользоваться
компьютерными источниками
информации
28

годия

в) умение осуществлять
учебно-исследовательскую
работу
3.2. Учебно-коммуникативные
умения:
а) умение слушать и слышать
педагога
б) умение выступать перед
аудиторией
в) умение вести полемику,
участвовать в дискуссии
3.3. Учебно-организационные
умения и навыки:
а) умение организовать свое
рабочее (учебное) место
б) навыки соблюдения в
процессе деятельности правил
безопасности
в) умение аккуратно выполнять
работу
1. Предметные
достижения
обучающегося:


На уровне детского
объединения (кружка,
студии, секции)



На уровне
образовательного
учреждения



На уровне района,
города



На республиканском,
международном уровне

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».