Юные волшебники

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 2
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК...................... 7
2.1 Учебный план ................................................................................................. 7
2.2 Календарный учебный график....................................................................... 9
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .................................................................. 17
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......................................................... 19
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ .......................................... 20
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................ 22
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................... 23
Приложение 1 ..................................................................................................... 23
Приложение 2……………………………………………………………………24

2

Пояснительная записка
1.1 Дети с удовольствием занимаются различными видами труда, им
особенно интересен, тот ручной труд, с которым они сталкиваются в первый
раз. Например, изготовление панно из крашеного пшена, теста, работа с
тканью. Занятия по ручному труду с природным материалом имеют большое
значение для нравственного воспитания детей. Дети знакомятся с
простейшими техническими приспособлениями, учатся бережному
отношению к орудиям труда. Работая с различными материалами, дети
знакомятся с его качествами: цветом, формой, твёрдостью. Придумывая тему
работы, ребёнок творит, фантазирует, учится различать в причудливых
очертаниях природного материала предметы, создаёт фантастические образы.
Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение.
Программой предусмотрено много коллективных работ, они объединяют
детей, учат работать в сотворчестве не только друг с другом, но и с педагогом.
Общение педагога с детьми должно быть доброжелательным, эмоциональным
вызывать интерес у детей. Готовые работы детей можно использовать, как
подарки, поделками из бросового материала можно играть, используя в
сюжетно-ролевых играх. Дети будут гордиться своими работами. Это будет
вызывать желание трудиться, приносить пользу. Все умения и навыки,
полученные в процессе обучения пригодиться детям в школе.
1.2 Программа Юные волшебники разработана на основе следующих законов
об образовании и нормативных актов.
I.

- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Мин. Просвещения России от 28.12.2018 №345» О федеральном
перечне учебников рекомендованных к использованию при при реализации
образовательных программ.
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ

3

- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
- Уставом и локальными актами учреждения.
- Положением о рабочей программе МБУДО ЦДОД г. Пролетарска
- Согласно учебного плана МБУДО ЦДОД на 2023-2024 уч.год
1.3Актуальность программы В настоящее время многие родители
уделяют развитию мелкой моторики рук своих детей все меньше и меньше
времени. Так как в наше время люди стали больше надеяться на технику,
нежели на свои собственные руки. Существует множество компьютерных игр
и программ, развивающих познавательные процессы детей. Но не все
родители знают, что такие технологии не способны обеспечить всестороннее
развитие детей, и чтобы развиваться полноценно, ребенок должен работать
руками. Учёные – биологи и психологи, занимающиеся исследованиями
головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между
мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты
мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы,
которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики
малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских
пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно
развита. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для
последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное
влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое
развитие ребёнка. Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать,
задолго до поступления в школу. Для этого необходимо создавать условия для
формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды
предметно-практической деятельности. Данная программа по декоративноприкладному творчеству, по моему мнению, способствует развитию точности
движения пальцев, а так же благотворно влияет на формирование личности
ребенка. На занятиях у детей развиваются творческие способности,
4

художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное
и объективное мышление, речь.
1.4 Отличительные особенности программы, новизна Программа
имеет широкий диапазон развития творческих способностей дошкольников,
знакомит их с различными материалами: природным материалом, крашеным
пшеном, бумагой, бросовым материалом, тканью, соленым тестом, голубая
глина.
Целесообразность внедрения данной программы с учётом
психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста, принято
считать периодом яркого самовыражения, проявления творческих
возможностей ребенка в рисунке, в конструировании, в лепке. В этот период
особенно важно помочь ребенку развить свои творческие способности.
Почему?
Во-первых,
творческая
деятельность стимулирует развитие
индивидуальности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует
позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Во-вторых, творческие способности необходимы именно в
современном, быстро меняющемся мире. Они позволяют человеку, с одной
стороны, легче приспособиться к этим изменениям, а с другой – дают
возможность самому активно изменять этот мир.
Данная программа разработана с целью создания условий для
творческого развития ребенка дошкольного возраста. Она предусматривает
возрастной личностно-ориентированный подход, учитывает диапазон
интересов и потребностей ребенка.
Обучение, по программе, дает возможность каждому ребенку:
o
открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного
творчества;
o
проявить и реализовывать свои творческие способности;
o
развить волю, терпение, самоконтроль;
o
развить психические процессы: внимание, память, мышление,
воображение, речь;
o
развить мелкую моторику.
1.5 Характеристика программы
Направленность программы-художественная
Тип программы- разноуровневая реализуемая в сетевой форме
Вид программы - модифицированная
Уровень освоения программы – краткосрочный
1.6Объем и срок освоения программы - данная программа является очной;
5

рассчитана на один год обучения -72 часа 36 учебных недель с (сентября по
май)
Содержит 10 разделов рассчитанных на сетевую реализацию при не
возможности проведения очных занятий предусмотрены дистанционные с
использованием дистанционных технологий на образовательных площадках
1.7Режим занятий - 2раза в неделю по 30 минут
1.8 Тип занятий – предусмотрены различные типы занятий; теоретические
практические комбинированные контрольные и диагностические.
1.9 Форма обучения очная при необходимости дистанционная на
образовательных платформах «ЗУМ» и «Сферум»
1.10 Адресат программы -программа рассчитана на детей дошкольного 57лет возраста.
По современным требованиям наполняемость группы проходит в
соответствии к современным требованиям и организации образовательного
процесса для детей инвалидов и ОВЗ. C учётом психофизических и иных
особенностей обучающихся
Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности
их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет
индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна
сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу
проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это
дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями,
приобщить без боязни творить и создавать
Требования к педагогу осуществляющему реализацию программы:
- Педагог осуществляющий образовательную деятельность должен
соответствовать Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования», утвержденному приказом Министерства труда и социального
развития от 22.09.2021г.№652; иметь профессиональную квалификацию,
необходимую для выполнения трудовых функций и уровень подготовки,
соответствующий:
квалифицированными специалистами в сфере образования, имеющими
необходимый для выполнения должностных обязанностей уровень
профессиональной подготовки, удостоверяемый документами об образовании
и соответствующими требованиями к стажу работы.
обладать знаниями и специальными навыками по действиям в чрезвычайных
ситуациях, оказанию первой доврачебной помощи в том числе: знать и
учитывать в процессе оказания государственной услуги индивидуальные
особенности детей и подростков, возрастные особенности развития,
физического и психологического состояния, владеть методиками адаптации и
реабилитации, знать анимационные технологии при организации досуга и
отдыха, создавать атмосферу благожелательности и гостеприимства, уметь
разрешать конфликтные ситуации.
6

1.11 Цель создание условий для развития трудолюбивой,
любознательной, творческой личности ребёнка дошкольного возраста.
Задачи:
o обучающие:
o научить детей работать с новыми материалами (крашеным пшеном,
бросовым материалом, природным материалом, соленым тестом,
тканью);
o сформировать умения и навыки необходимые, для создания творческих
работ.
развивающие:
o
развитие творческих способностей;
o
развитие мелкой моторики;
o
развитее воли, терпения, самоконтроля;
o
развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления,
воображения, речи.
воспитательные:
o воспитать у детей интерес и желание заниматься декоративно –
прикладной деятельностью;
o воспитать трудолюбие;
o воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи.
1.12 Планируемые результаты
По окончании курса обучения
воспитанники будут знать:
 правила безопасного пользования инструментами;
 различные материалы и инструменты, и как их использовать;
 как пользоваться шаблонами и образцами;
 основные виды ткани и бумаги;
воспитанники будут уметь:
 соблюдать технику безопасности;
 изготавливать простейшие поделки из предложенных материалов;
 владеть ножницами и иголкой;
 подбирать материалы и шаблоны для изготовления поделок;
 организовывать свое рабочее место.
Формы работы:
- групповая;
- индивидуальная;
- фронтальная.
7

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.1 Учебный план
Таблица _1
Учебный план
№
п/п

Тема

Теория

Количество часов
Практика
Всего

Форма
контроля,
аттестации

Раздел 1
1

Вводное
занятие.

1

-

1

Устный опрос

1

4

5

Практические
задания
Участие
в
выставках.

Нетрадицион1
ные
техники
рисования.

7

8

Устный опрос
Практические
задания

12

Участие
в
выставках.
Практические
задания
Практические
задания

Раздел2
2

Поделки из
природного
материала.
Раздел 3

3

Раздел 4
4

Лепка.
1.Пластилин.

1

5

6

2.Тестопластика.

1

5

6

1

7

8

Практические
задания
Участие
в
выставках.

1

3

4

Практические
задания.
Беседа

1

11

12

Раздел 5

Мастерская
Деда Мороза.
Раздел 6

Поделки из
бросового
материала.
Раздел 7

Оригами.
Раздел 8

8

Аппликация.

4

12

16

Участие
выставках.

1.Аппликация
из бумаги.

1

3

4

Практические
задания

2.Аппликация
из бросового
материала.

1

3

4

Устный опрос

3.Аппликация
из природного
материала.

1

2

3

Практические
задания

4.Аппликация с 1
элементами
оригами.

4

5

Практические
задания

1

3

4

2

-

2

19

53

72

в

Раздел 9

Торцевание
Раздел 10

Итоговые
занятия.

Итого:

9

Диагностика
знаний
и
умений

2.2 Календарный учебный график
Таблица _2
Календарный учебный график
Юные волшебники
№
п/
п

1

2

Дат
а

Тема
занятия

Знакомство с детьми,
с содержанием
программы, планом
работы на год.
Инструктаж по
технике безопасности
Изготовление
поделки из шишек
"Ёжик"

3

Изготовление
поделки из ореховой
скорлупы "Черепаха"

4

Изготовление
поделки из желудей
"Пингвин"

5

Изготовление
поделки из яичной
скорлупы
"Поросёнок"

6

Изготовление
поделки из каштанов
"Паучок"

7

Рисование солью
"Берёзка"

8

"Зимний пейзаж"

Колво
часо
в

Время
проведен
ия
занятия

Место
Форма прове
занятия дения

Форма
контроля

1

Беседа

Устный
опрос

1

Практи
ческая
работа

Оценка
умений
Наблюден
ие

1

Практи
ческая
работа

Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие

1

Практи
ческая
работа

Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие
Выставка
работ

1

Практи
ческая
работа

Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Оценка
умений

1

10

9

Рисование
манкой"Цветы в вазе"

10

«Осенние листочки»

11

Рисование
крупами»Дары осени»

12

Рисование
«Ёжик»

нитками

13

Рисование
пластилином
«Яблочко»

14

Зайчата- дружные
ребята

15

Лепка
насекомых:
гусеница.
улитка

16

Лепка
улитка

17

насекомых:

Лепка
насекомых:
стрекоза.

животных:

18

Лепка
ёжик.

животных:

19

Лепка
котёнок.

1

Практи
ческая
работа

Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

1

1

1

1

1

1

1

11

20

Лепка
овощей
и
фруктов на тарелочке.

21

Лепка по шаблону
"Осенние листья"

21

Сердечко

23

Лепка
фигур
сыре"

объёмных
"Мышка на

24

"Ёжик."

25

Изготовление
оберегов и панно
"Подковка на счастье"

26

"Дары осени".

27

Мастерская Деда
Мороза.
История, традиции
празднования нового
года Изготовление
украшения на ёлку,
цепи

28

29

Шарики

Фонарики

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Беседа
Практи
ческая
работа

Устный
опрос

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

1

1

1

12

30

Симметричное
вырезание снежинок.

31

Изготовление
поздравительной
открытки

32

Изготовление
аппликации "Дед
Мороз"

33

Изготовление
аппликации "В лесу
родилась ёлочка"

34

35

36

37

38

Сувенир "Снеговик"

Контрольнодиагностическое
занятие.

Ознакомление
с
техникой
изготовления поделок
из
бросового
материала.
Изготовление цветка
из
целлофановых
пакетов.
Цыплёнок из
шерстяных ниток
Совушка из втулки от
туалетной бумаги.

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Контро
льнодиагно
стичес
кое
заняти
е.

Тесты
Участие в
выставке

1

Беседа
Практи
ческая
работа
1

Беседа

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

13

39

Зайчик из бумажного
стаканчика.

40

Оригами.
Что означает
"Оригами".Изготовле
ние базовой формы
"Треугольник".

41

Изготовление базовой
формы
"Дом","Дверь".

42

Изготовление базовой
формы "Воздушный
змей","Книжка"

43

Складывание фигурок
на основе базовых
форм
"Лисичка"

44

45

46

47

48

49

"Зайчик"

"Кот"

"Домик"

"Гриб"

"Кошелёк"

"Кошки-матрёшки"

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Беседа
Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

1

1

14

50

"Гномик"

51

"Коробочка"

52

Аппликация из
бумаги.
История
возникновения
аппликации. Виды
аппликации.
Обрывная аппликация
"Осеннее дерево"

53

"Бабочка"

54

Аппликация из
полосок бумаги
Рыбка"

55

"Солнышко"

56

Аппликация из
бросового материала.
Аппликация из ваты
"Овечка"

57

58

59

"Котёнок"
Аппликация из
салфеток"Красный в
точечку жучок"
"Цветы".

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Беседа
Практи
ческая
работа

1

Устный
опрос
Наблюден
ие

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

15

60

Аппликация из
листьев

61

Аппликация из
опилок

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

Аппликация из семян.
62

63

64

65

66

Аппликация с
элементами оригами.
Домик"
"Белочка"

"Котёнок"

"Снегирь на ветке"

67

"Ёжик с грибами"

68

Торцевание
Знакомство с
понятием
«торцевание».
Торцевание на
пластилине "Кактус"

69

"Долька арбузика"

Беседа
Практи
ческая
работа

1

Практи
ческая
работа

1

16

Устный
опрос
Наблюден
ие
Наблюден
ие Оценка
умений

70

71

72

Торцевание на
картоне "Грибок"

"Цыплёнок"

Контрольнодиагностическое
занятие

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Практи
ческая
работа

Наблюден
ие Оценка
умений

1

Контро
льнодиагно
стичес
кое
заняти
е

Тесты
Участие в
выставке

17

Содержание программы
Водное занятие
Теория: Знакомство детей с содержанием программы, планом работы
на год. Инструктаж по техники безопасности. Правила поведения на занятиях,
на улице. Правила организации рабочего места. Знакомство с материалами и
инструментами. Правила дорожного движения. Организационные вопросы.
Практик: Применение знаний по технике безопасности при работе с
колющими и режущими предметами.
Поделки с природного материала
Теория. Познакомить ребят с природным материалом, объяснить, что к
нему относится. Правильный подбор природного материала, способы
соединение частей. Рассказать о технике безопасности при работе с колющими
и режущими инструментами.
Практика. Изготовление поделок из природного материала используя
разные способы соединений. Создание фигур людей, животных, птиц из
желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа,
создавать общие композиции. Изготовление коллективных работ.
Нетрадиционные техники рисования
Теория: Раскрытие значений нетрадиционных приемов изо
деятельности. Возможность использования хорошо знакомых предметов в
качестве художественных материалов.
Практика: Кляксо-графия обычная, кляксо-графия с коктельной
трубочкой, рисование солью, рисование ладошкой, Оттиск поролона и т.д.
Лепка
Пластилин
Теория: Научится основным приемам лепки из пластилина, таким как
раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и
заглаживание и т.д. Данные знания помогут создавать необходимые формы и
придавать фигурам соответственное положение.
Практика: лепка насекомых и животных, овощей и фруктов, фигуры
человека.
Тестопластика
Теория: Познакомить ребят с работами, которые изготовлены из
соленого теста, рассказать из каких ингредиентов готовится соленое тесто.
Практика: Изготовление коллективных работ из соленого теста.
Мастерская Деда мороза
Теория: Изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что
помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. В
процессе бесед расширяются знания и представления детей о народном
календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики и
персонажах.
Практика: Изготовление украшений на елку: снежинки, цепи, шарики.
Изготовление открыток и новогодних аппликаций для украшения группы.
Поделки из бросового материала
III.

18

Теория: Познакомить ребят с бросовым материалом, объяснить, что к
нему относится. Некоторым ненужным предметам: коробкам из-под спичек,
коробкам побольше, бутылкам можно дать вторую жизнь.
Практика. Учить ребят правильно обклеивать коробки цветной бумагой
и собирать из них различных диких животных.
Оригами
Теория: Познакомить ребят с видами бумаги. Цветная и белая, легко
режущаяся и мнущаяся, хорошо склеивающаяся, что дает более полный
простор для фантазии детей. Где производится и используется бумага.
Практика: Изготовление базовых форм. Диапазон возможностей
бумаги велик – от простой детской игры до произведений искусства. Обучение
складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной формы в разных
направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с
помощью шаблона; создавать игрушки-забавы.
Аппликация
Теория: История возникновения аппликации. Изучить виды аппликации,
техники выполнения, материалы и инструменты. Техника безопасности.
Правила пользования ножницами и шаблонами.
Практика: Аппликация из бумаги: «Котенок», «Фрукты и овощи».
Торцевание
Теория: Знакомство с понятием «торцевание». Торцевание на бумаге,
торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Умение пользоваться материалами и инструментами. Овладение технологией
работы и навыками организации рабочего места.
Практика: Изготовление и заготовка торцовок. Освоение техники и
видов торцевания (яблоко, долька арбуза, рыбка).

19

Методическое обеспечение
Комнаты для занятий должны быть просторными, светлыми,
оснащенные
необходимым
оборудованием,
удобной
мебелью
соответствующей возрасту детей.
Для занятий необходимы материалы: сухие листья, шишки, жёлуди,
сухие ветки, засушенные цветы, семена, засушенная трава, проволока, клей,
нитки, пластилин, коробки разных размеров, пластиковые бутылки, яйца из
под киндера, цветная бумага, клей, ножницы, скотч, проволока, ткань разных
видов, кисть, трафарет, нитки, мука, соль, вода и т.д.
IV.

Формы и методы обучения
Начиная работу по обучению создания поделок из различных
материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие
задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием
творчества детей. Целесообразно перед обучением детей работе с природным
материалом, тканью или бумагой провести занятия по ознакомлению со
свойствами этих материалов и предложить в одной из частей занятий
составить узор из засушенных листьев, кусочков ткани или бумаги.
При обучении различным способам преобразования материалов
наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет
занимать показ способов работы. На первых занятиях педагог организует
полный показ с подробным объяснением своих действий. Но по мере
приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать
к показу. При ознакомлении ребят с различными техниками можно
использовать и поэлементный показ.
Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по
себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию
комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях
художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более
увлекательной и помогает преодолеть возникающие трудности. Широкое
использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей,
которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества детей, что
отмечается целым рядом ученых, занимающихся проблемой формирования
детского изобразительного творчества.
Создаваемые с детьми в разных материалах общие композиции,
позволяют использовать их в оформлении, дают возможность объединять их в
группы для проведения коллективных работ. Коллективная форма проведения
занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные
композиции. Многими исследователями доказано положительное влияние
коллективных работ на нравственно-эстетическое развитие ребенка. Они
позволяют воспитать у ребенка умение согласовывать свои желания с
желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Коллективно выполненная композиция всегда полнее раскрывает содержание
темы и позволяет детям увидеть эстетическую ценность их деятельности.
20

V.
Диагностический инструментарий
Мониторинговые исследования подразумевают наличие диагностического
инструментария, при помощи которого осуществляется объективная оценка
результативности. Инструменты должны быть просты и понятны не только
педагогам, но и обучающимся и их родителям. Оценка предметных,
метапредметных и личностных образовательных достижений обучающихся в
организации системы дополнительного образования предполагает наличие
педагогического инструментария, позволяющего выявить и зафиксировать
результаты.
Цель разработки диагностического инструментария: объективное
определение результатов освоения обучающимися дополнительной
общеразвивающей программы, фиксация результатов обучающихся через
участия в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой
описание проблемных вопросов, ситуаций, наблюдений, которые
используются для определения уровня сформированности у обучающегося
того или иного параметра оценки.
В ходе освоения программы применяются следующие диагностические
инструментарии:
-диагностика ЗУНов обучающихся (диагностические карты),
-анкетирование (анкета для родителей),
-индивидуальная беседа,
-тестирование,
-наблюдение,
-анализирование продуктов деятельности (отчеты, оц. листы, таблица
результативности, сводные карты и др.),
-включение обучающихся в различные виды деятельности,
-игровые методики,
-индивидуальной карты развития обучающегося,
-открытые мероприятия и конкурсы разного уровня,
-портфолио учащегося и др.
Основные показатели результативности диагностирования:
1. Сохранность контингента обучающихся в течении учебного года
2. Умение педагога прогнозировать индивидуальный рост обучающегося и
перспективу его развития.
3. Заинтересованность обучающихся к занятиям в объединении и педагогу.
4. Освоение обучающимися общеобразовательной программы.
5. Соответствие результатов целям программы.
6. Корректировка общеобразовательных программ.
7. Результаты тестов, зачетов, экзаменов, соревнований и т.д.
8. Оценка экспертных специалистов.
21

Педагогический мониторинг является неотъемлемой частью
образовательного процесса. Педагог должен уметь оценивать результаты
своей деятельности по развитию личностного и образовательного потенциала
обучающихся, владеть различными методами диагностики, видами
диагностического инструментария, мониторинговых исследований и иметь
документальное подтверждение о результатах освоения обучающимися
образовательной программы.
Применение диагностического инструментария для оценивания
индивидуальных достижений обучающихся в организации дополнительного
образования детей служит не только инструментом оценивания, но и
стимулированием обучающихся, соответствующий его профессиональному
самоопределению.

22

VI Список литературы
М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и
обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2018.
2. «От простого к сложному. Учимсялепить и рисовать». Санкт-Петербург,
«Кристалл», «Валери СПб», 2019.
3. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва, «Скрипторий
2003», 2019.
4. Е. К. Брыкина «Творчество детей о работе с различными материалами».
– М, Педагогическое общество России 2021 г. 150
5. Гурбина Е.А. «Занятия по прикладному искусству». Торцевание –
Волгоград: Изд. « Учитель», 2019г.
6. Гурбина Е.А. «Обучение мастерству рукоделия». – Волгоград: Изд. «
Учитель», 2018г.
7. Столяров Ю.С. «Уроки Творчества». М.: Педагогика, 2018г.
8. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками». М.: Сфера, 2020г.
9. Перевертель Г.И. «Поделки из шишек». М.: Сталкер, 2019г.
10. Маркелова О.Н. «Поделки из природного материала». Волгоград: изд.
«Учитель» 2018г.
11. Маркелова О.Н. « Декоративно - прикладное творчество. Изделия из
древесины и природного материала». Волгоград: изд. «Учитель» 2019г.
Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками». М., 2018
Литература для родителей.
1. Зайцева А. Мозаика у вас дома: техники, идеи, решения – М.: Эксмо,
2018 – 64с.
2. Миллз Т. Искусство мозаики: энциклопедия, 2022.
3. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Большая книга поделок для девочек и
мальчиков. М.: Оникс, 2022.
4. Перверетень Г.И. Мозаика из круп и семян – М.: АСТ, 2018 – 12с.
1.

Интернет ресурсы
1. https://stranamasterov.ru/
2. https://www.maam.ru/

23

VII.Приложение 1

Индивидуальная карточка учёта
проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребёнка________________________________________
Возраст____________________________________________________
Название детского объединения________________________________
Ф.И.О. педагога_____________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________
№
Параметры результативности
Оценка (баллы
п/п
)
1
2
3
4
1.
Участие в проведении праздников, концертов
2.
Участие в конкурсах
3.
Работа по образцу
4.
Работа с внесением изменений
5.
Работа над своим вариантом
6.
Конструирование
7.
Владение техникой
8.
Придумывание композиций
9.
Работа с внесением изменений в технологию или
конструкцию
Общая сумма баллов:
Баллы:
1 – не умею
2 – умею иногда
3 – умею с чьей-то помощью
4 – умею, но в зависимости от сложности материала
5 – умею всегда
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 9 – 18 баллов
Средний уровень – 19 – 36 баллов
Высокий уровень – 36 – 45

24

5

Приложение 2
Анкета, предлагаемая родителям в конце учебного года
Дорогие родители!
Заканчивается учебный год. Нам очень важно знать, как он прошел, какой
след оставил в душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу. Ваши
ответы на предложенные вопросы помогут нам в дальнейшем
сотрудничестве с Вами по воспитанию и образованию Вашего ребенка.
1. Довольны ли Вы содержанием программы, развивает ли она творческие

способности Вашего ребенка?
2. Какие дополнительные предметы (темы), по Вашему мнению, необходимо
включить в программу или исключить из нее?
3. Считаете ли Вы необходимым привлекать других специалистов по
данному направлению (возможно за дополнительную оплату)?
4. Использует ли Ваш ребенок полученные знания и умения в школе, в быту,
помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг?
5. На развитие каких качеств характера Вашего ребенка повлияли занятия в
коллективе?
6. Какие достижения ребенка Вас порадовали?
7. С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением
возвращался после занятий домой?
8. Устает ли Ваш ребенок после занятий?
9. Приобрел ли ребенок, на Ваш взгляд, новых друзей в коллективе,
изменились ли его отношения с друзьями в школе?
10. Какие качества ценит Ваш ребенок в педагоге?
11.Считаете ли Вы, что полученные знания помогут Вашему ребенку в
выборе профессии? Удалось ли, на Ваш взгляд, Вашему ребенку решить
проблемы, о которых Вы сообщали нам в начале года?
Благодарим Вас за сотрудничество!

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».