Живое слово

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей
г. Пролетарск Ростовской области

ПРИНЯТО/СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
Протокол от «25» мая 2023г. №5

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЖИВОЕ СЛОВО»

Уровень программы: Стартовый
Вид программы: модифицированная
Тип программы: персонифицированная
Возраст детей: от 14 до 16 лет
Срок реализации: 72 часа (1 год)
Разработчик: Педагог дополнительного
образования, Пермякова Наталья
Евгеньевна
ID номер программы в АИС «Навигатор»

Пролетарск
2023

Оглавление
I. Пояснительная записка__________________стр. 2
II. Учебный план. Календарный план.________стр. 5
III.Содержание программы_________________стр. 6
IV. Методическое обеспечение _____________стр.11
V. Диагностический инструментарий________стр.13
VI.Список литературы____________________ стр. 14

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на
углубление учебного материала за счет изучения отдельных понятий из курса
исторической грамматики, истории литературного языка, способствует
формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к родному
языку.
Новизна.
Программа
имеет
широкий
диапазон
развития
интеллектуальных способностей учащихся, знакомит их с различной
классической и современной литературой.
Целесообразность внедрения данной программы с учётом
психофизиологических особенностях детей школьного возраста, принято
считать периодом яркого самовыражения, проявления личностных качеств у
ребенка. В этот период дети, развивают свой словарный запас, более полно
овладевают грамматическим строем русского языка. Что в современном мире
так необходимо.
Режим занятий. Программа рассчитана на один год обучения детей
дошкольного возраста с 14 до 16 лет. Занятия проводятся два раза в неделю
после обеда, продолжительность занятия 45 минут. Всего 72 часа, 36
учебных недель. В объединение принимаются все желающие, специального
отбора не производится. Дети с ОВЗ могут заниматься на общих основаниях.
Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к
знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и
необходимой задачей, стоящей пред педагогом.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико
желание узнать новое о русском языке. Освоение программы проводится в
тесном контакте с уроками. Но при этом внеклассная работа – не повторение
изученного материала, а шаг вперед в обогащении учащихся знаниями,
умениями и навыками. Педагог в интересной, нетрадиционной форме
проводит занятия, развивает интерес к русскому языку как предмету.
Применение
игровых
технологий,
использование
элементов
занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и
увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Монотонная деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной,
что активизирует работу детей. Все это приводит к более осмысленному
усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом
и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

3

Характеристика программы
Направленность – естественно-научная
Тип – модифицированный
Вид – персонифицированный
Уровень освоения обучающимися – стартовый
Краткое описание возрастных психофизических особенностей детей
Программа кружка охватывает дошкольный возраст в разновозрастной
группе - старшая – подготовительная группа и рассчитана на 1 год обучения.
Принципы, лежащие в основе программы:
o
реализация разнообразных детских интересов, удовлетворение
потребностей ребёнка в творчестве;
o
развитие в каждом ребёнке желания узнать больше;
o
развитие разнообразных умений и навыков;
o
сотрудничество ребят с педагогом;
o
достижение желаемого результата.
Цели и задачи программы.
Цель:
Создание
благоприятных
условий
для выявления
и
развития
интеллектуального потенциала, исследовательских навыков, творческих
способностей и личностного роста одарённых детей, углубление и
расширение знаний обучающихся о выразительности русского языка,
совершенствование их общего языкового развития.
Задачи программы:
- сформировать языковую интуицию, необходимую для речевых умений и
навыков, для обеспечения произвольности и осознанности речевой
деятельности, для расширения словарного запаса учащихся, более полного
овладения грамматическим строем русского языка, овладения системой
стилистических разновидностей речи, овладения нормами языка;
- способствовать овладению навыками чтения и письма с целью его
понимания и преобразования, для передачи информации и общения, для
анализа художественного текста с учетом реальных потребностей и
интересов в общении и познании;
- ориентировать на тесную связь обучения с непосредственными
жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом
учащихся;
- сформировать знания работы с текстом, которые могут быть применимы в
рамках образовательного процесса разных предметных плоскостей;
4

- создавать условия для саморазвития и самосовершенствования личности
школьника путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта по написанию текста;
- формировать целостное представление о мире, взаимосвязях его частей,
пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение
противоречивости и многообразия мира в деятельности.
- обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех
уровней.
- оказать педагогическую поддержку талантливым детям 7-8 класса.
График учебных занятий. Программа рассчитана на один год обучения детей
школьного возраста с 14 до 16 лет. Занятия проводятся два раза в неделю
после обеда, продолжительность занятия 30 минут. Всего 72 часа, 36
учебных недель. В объединение принимаются все желающие, специального
отбора не производится. Дети с ОВЗ могут заниматься на общих основаниях.

5

II.Учебный план
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Количество занятий

тема
Вводное занятие
О языке. Речевой этикет, стили и
культура речи.
Слово и мысль. Что делает нашу
речь выразительной
Как простые
образными.

слова

становятся

Синонимы,
антонимы,
диалектизмы.
Роль
фразеологизмов
в
художественном тексте.
Пространство слова, или что такое
концепт
Создание текста – процесс
творческий

9

Речевые ошибки и их устранение.
«Речевые недочеты».

10

Итоговые занятия
Всего:

6

всего
1

форма
аттестации

теор. прак.
1
0

6

1

5

опрос

9

1

8

наблюдение

7
7

1

13

опрос

6

1

5

конкурс

4

1

3

тестировани
е

11

1

10

наблюдение

1

13

14
5

1

4

Контрольна
я работа
Педагогиче
ская
диагностика

2
72

2
11

61

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
№
п/п

Тема занятия

Дата

1.

О языке. Друг и враг человеческий.

Сентябрь

2.

Речевой этикет.

Сентябрь

3.

Правила хорошей речи. Поиск нужного слова.

Сентябрь

4.

Этика и этикет в электронной среде общения.

Сентябрь

5.

Этикет Интернет-переписки.

Сентябрь

6.

Стили литературного языка. Особенности научного
стиля.

Сентябрь

7

Культура делового общения. Официально-деловой стиль.

Сентябрь

8.

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
общения.

Сентябрь

9.

Культура устной деловой речи.

Октябрь

10. Публицистический стиль.

Октябрь

11. Разговорный стиль.

Октябрь

12. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Октябрь

13. Культура монологической речи.

Октябрь

14. Культура поведения и этические нормы общения.

Октябрь

15. «Слово русское – русское чудо». О словарном составе
русского языка. Многообразие словарей.

Октябрь

16. Жизнь слова. Рождение и смерть слова.

Октябрь

17. Слово и мысль. Что делает нашу речь выразительной

Октябрь

18. Слово как выразительное средство речи.

Ноябрь

19. Язык художественной литературы.

Ноябрь

20. Истоки выразительности русского слова.

Ноябрь

21. О богатстве языка произведений устного народного
творчества.

Ноябрь

7

23. Роль звукописи в пословицах и поговорках.

Ноябрь

24. Три особенности русского ударения.

Ноябрь

25. Как простые слова становятся образными.

Ноябрь

26. Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры.
Олицетворение.

Ноябрь

27. Метонимия и синекдоха. Народная мудрость как
источник нравственного воспитания

Декабрь

28. Гипербола. Через слово, через образ – к постижению
авторской позиции.

Декабрь

29. Перифразы. О разновидностях перифразы.

Декабрь

30. Особенности заимствованных слов в русском языке.

Декабрь

31. Лексические нормы. Сочетаемость слов

Декабрь

32. Многозначность слов. «О слово русское, родное!..»

Декабрь

33. «Слова – тезки». Омонимы. Омофоны и омографы.

Декабрь

34. Синонимы. Богатство синонимов русского языка

Декабрь

35. Антонимы.

Декабрь

36. Диалектизмы.

Январь

37. Паронимы. Лексические паронимы в современном
русском языке

Январь

38. «Слова - пришельцы». О заимствованных словах в
русском языке. (Петровская эпоха, роль М.В.Ломоносова
в создании терминологии, вклад в развитие языка Даля,
Карамзина…)

Январь

39. О лексике русского языка наших дней.

Январь

40. Новое в жизни – новое в языке.

Январь

41. Фразеологизмы. Источники их происхождения.
Использование в речи.

Январь

42. Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Январь

43. Роль фразеологизмов в художественном тексте.

Январь

44. Историзмы и архаизмы

Февраль
8

45. Средства словесного выражения сатиры и юмора

Февраль

46. О смеховой функции русской фразеологии

Февраль

47. Фразеологический словарь и его особенности.

Февраль

48. Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и
выражения.

Февраль

49. Орфоэпия. Нормы произношения.

Февраль

50. Трудные вопросы русского произношения.

Февраль

51. Фонетические средства языковой выразительности.

Февраль

52. Ассонанс и аллитерация.

Март

53. Пространство слова, или что такое концепт

Март

54. Его величество текст.

Март

55. Развитие мысли в тексте

Март

56. Тексты научные, художественные, публицистические..

Март

57. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема
в предложении.

Март

58. Создание текста – процесс творческий

Март

59. Создание текста “Достопримечательности моего города»

Март

60. Типы речи и их характеристика. Формирование новых
знаний.

Апрель

61

Почему мы так говорим?

Апрель

62

Речевые ошибки и их устранение. «Речевые недочеты».

Апрель

63

Основные случаи стилистически оправданного
повторения одного и того же слова или употребления
рядом однокоренных слов.

Апрель

64

Слово о Кирилле и Мефодии.

Апрель

65

Подготовка к Празднику славянской письменности и
культуры

Апрель

66

Подготовка к Празднику славянской письменности и
культуры

Апрель

9

67

«Праздник славянской письменности и культуры»

Апрель

68

Тайна в имени твоём.

Май

69

Именная родня.

Май

70

Обратись ко мне красиво!

Май

71

Скажи прямо, не молчи…

Май

72

Итоговое занятие

Май

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
Комнаты для занятий должны быть просторными, светлыми,
оснащенные
необходимым
оборудованием,
удобной
мебелью
соответствующей возрасту детей.
Ожидаемые результаты
По окончании курса обучения
обучающиеся будут знать:
 Речевой этикет;
 Типы речи и их характеристики;
 как пользоваться изученным материалом в повседневной жизни;
 основные виды лексических норм;
обучающиеся и будут уметь:
 переносить свои мысли в текст;
 исправлять речевые ошибки;
 использовать культуру устной деловой речи;
Формы работы:
- групповая;
- индивидуальная;
- фронтальная.
Диагностика ЗУН, форма подведения итогов:
- диктанты, тесты, опросы;
- конкурсы (внутри учреждения, муниципальные);
- диагностика знаний и умений.
Работа с родителями:
10

- беседы;
- индивидуальные консультации;
- Анкетирование с целью изучения удовлетворенности родителей
дополнительными образовательными услугами.

11

IV.Методическое обеспечение
В процессе занятий используются различные формы занятий:
Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры,
праздники, конкурсы и др.
А также различные методы:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
 практический
 Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем;
 И другие.
 Формы работы:
 Беседы;
 Занятия;
 Индивидуальная работа;
 Групповая работа;
 Коллективно-творческая работа;
 Игра;
 Оформление выставок.
 Методы работы:
 наглядный;
 исследовательский;
 практический,
 объяснительно-иллюстративный,
 проблемно-поисковый.

12

Используемые материалы:
-Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в
программе по литературному чтению (в том числе в
цифровой форме).
- Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с
программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
- Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и
писателей.
Технические средства обучения
- Классная доска
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- Персональный компьютер.
- Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
- Слайды, соответствующие содержанию обучения.
- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию
– обучения.
Оборудование класс
- Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

13

V. Диагностический инструментарий
Формы контроля и аттестации:
Проведение конкурсов, викторин
 2 раза в год проводятся диагностические занятия, проверка ЗУН;
 Участие в выставках;
 Внутри кружковые конкурсы, викторины и др.

14

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ.

Русская литература
Русский фольклор (народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки,
былины)
Древнерусская литература: «Слово о полку Игореве» и произведения других
жанров)
Русская литература XVIII века: творчество М.В. Ломоносова, Г.Р.
Державина,
комедия Д.И.
Фонвизина «Недоросль», «Путешествие
из
Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, повесть Н.М. Карамзина «Бедная
Лиза».
Русская литература XIX века: басни И.А. Крылова, лирика В.А.
Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»; лирика, поэмы,
«Повести Белкина» «Пиковая дама» «Маленькие трагедии», романы:
«Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;
лирика, поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова», «Мцыри», роман «Герой нашего времени»
М.Ю.Лермонтова; лирика поэтов пушкинской поры; повести: «Вечера на
хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Шинель», комедия «Ревизор»,
поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя; «Записки охотника», «Стихотворения в
прозе» И.С. Тургенева; лирика Н.А. Некрасова, сказки М.Е. СалтыковаЩедрина; рассказы В.М. Гаршина, А.П. Чехова.
Русская литература XX века: М. Горького, М.М. Зощенко, А.П. Платонова,
К.Г. Паустовского; произведения А.С. Грина, М.М. Пришвина; поэма
«Василий Теркин» А.Т. Твардовского; рассказ «Судьба человека» М.А.
Шолохова; рассказы В.М. Шукшина; рассказ
«Матренин
двор»
А.И.Солженицына
Зарубежная литература
«Илиада» и «Одиссея» Гомера; античная лирика; «Божественная комедия»
Данте; роман «Дон Кихот» М. Сервантеса; сонеты и трагедии «Ромео и
Джульетта», «Гамлет» У. Шекспира; комедии Ж.-Б. Мольера; «Фауст» И.-В.
Гете; произведения Ф. Шиллера, Э.Т.А. Гофмана, Дж. Г. Байрона, П.
Мериме, Э.А. По, О. Генри, Д. Лондона; сказка «Маленький принц» А. СентЭкзюпери.

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».