ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..3 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК …………10 2.1 Учебный план………………………………………………………………10 2.2 Календарный учебный график…………………………………………….13 III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………….18 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………..21 V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ…………………………..23 VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………24 VII.ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………26 2 I. Пояснительная записка «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине. Его человеческое достоинство – силою патриотизма» Николай Чернышевский. Пояснительная записка 1.1 Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков. Данная образовательная программа является средством развития мотивации, творческого потенциала обучающихся в процессе совместной добровольной, продуктивной творческой деятельности. Программа ориентирована на освоение социальных ценностей, формирования гражданского сознания, чувств и поведения обучающихся, подготовки их к жизни в обществе и выполнению конституционного долга – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Защитник Отечества» относится к военно-патриотической направленности. Патриотическое воспитание во все времена являлось неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. А в последние десятилетия оно приобрело особую актуальность и значимость. Принят ряд документов, ставших правовой основой патриотического воспитания на современном этапе. Они указывают на необходимость обращения к ресурсу патриотизма, как наиболее востребованному средству стабильного развития России. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению Отечеству. Особые возможности и преимущества в вопросах патриотического воспитания детей и подростков принадлежит учреждениям дополнительного образования детей. В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «МБУДО ЦДОД города Пролетарска» разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, нацеленная на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Ростовской области, законам РФ, старшему поколению. 1.2 Программа «Защитник Отечества» разработана на основе следующих законов об образовании и нормативных актов. 3 - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; - приказом Мин. Просвещения России от 28.12.2018 №345» О федеральном перечне учебников рекомендованных к использованию при при реализации образовательных программ. - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ - Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом и локальными актами учреждения. - Положением о рабочей программе МБУДО ЦДОД г. Пролетарска - Согласно учебного плана МБУДО ЦДОД на 2023-2024 уч.год 1.3Актуальность программы– выполнение социального заказа в воспитании гражданина и патриота, ответственного за судьбу страны, её развитие и защиту достижений, а также - в удовлетворении потребности учащихся и их родителей в начальной профильной подготовке и укрепления физического развития детей. Данная программа разработана для детей среднего и старшего школьного возраста она дополняет основные образовательные курсы по истории, географии, обеспечению безопасности жизнедеятельности, физической культуре. 4 1.4 Отличительные особенности программы, новизна: Во-первых, в преемственности с программами основных школ, она является стартовой программой комплексного обучения учащихся ЦДОД «Защитник Отечества»), в которую входят 2 программы для детей разного возраста («Юнармеец», «Память»), Во-вторых, носит ярко выраженную проф. ориентационную направленность, т.к. готовит к службе в рядах Российской армии. В- третьих, содержит региональный компонент в теме «Воинские подвиги земляков». В-четвертых, разработана в модульной схеме по отдельным обучающим блокам, что дает возможность, педагогам использовать (в своей работе) различную компановку тем и количества часов, исходя из реальных возможностей оснащения и оборудования кабинетов. 1.5 Характеристика программы Данная программа «Физкультурно-спортивной» направленности разработана для детей среднего и старшего школьного возраста от 11 до 16 лет, она дополняет основные образовательные курсы по истории, географии, обеспечению безопасности жизнедеятельности, физической культуре. Является; модифицированной программой (созданной группой педагогов). по уровню усвоения- профессионально-ориентированной, так как готовит молодежь к службе в армии. по форме организации и содержания - модульная, педагоги вправе выбирать количество часов из любых тем, в любых объёмах, Направленность программы- физкультурно-спортивная Тип программы- модульная реализуемая в сетевой форме Вид программы - модифицированная Уровень освоения программы –стартовый Объем и срок освоения программы - данная программа является очной; рассчитана на один год обучения -72 часа 36 учебных недель с (сентября по май) Содержит 8 модулей рассчитанных на сетевую реализацию при не возможности проведения очных занятий предусмотрены дистанционные, с использованием дистанционных технологий на образовательных площадках Режим занятий - 2раза в неделю по 45 минут или 1раз в неделю по 45 минут с 10 минутным перерывом Тип занятий – предусмотрены различные типы занятий; теоретические практические комбинированные, тренировочные, контрольные и диагностические. Форма обучения очная при необходимости дистанционная на образовательных платформах «ЗУМ» и «Сферум» Адресат программы -программа рассчитана на детей 11-16лет 5 Наполняемость группы проходит в соответствии к современным требованиям и организации образовательного процесса для детей инвалидов и ОВЗ и с учётом психофизических и иных особенностей обучающихся Программа построена по технологии дифференцированного обучения в вопросах организации образовательной деятельности и отслеживании результатов реализации программы, разработанной по 2 уровням сложности, учитывая состояние здоровья и половозрастные особенности учащихся. Это позволяет учитывать индивидуальный темп развития и особенности восприятия детей, расширять поле их возможностей. Учитывая большое влияние на воспитание патриотизма на конкретных исторических примерах, в содержание программы внесен региональный компонент. Кроме того, добавлены элементы направленные на сохранение здоровья учащихся. Перечисленные особенности программы позволяют внедрять ее в образовательную деятельность, как учреждений дополнительного образования, так и общеобразовательных школ при определенной доработке в рамках организации внеурочной деятельности учащихся среднего звена. Требования к педагогу осуществляющему реализацию программы: - Педагог осуществляющий образовательную деятельность должен соответствовать Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования», утвержденному приказом Министерства труда и социального развития от 22.09.2021г.№652; иметь профессиональную квалификацию, необходимую для выполнения трудовых функций и уровень подготовки, соответствующий: квалифицированными специалистами в сфере образования, имеющими необходимый для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки, удостоверяемый документами об образовании и соответствующими требованиями к стажу работы. обладать знаниями и специальными навыками по действиям в чрезвычайных ситуациях, оказанию первой доврачебной помощи в том числе: знать и учитывать в процессе оказания государственной услуги индивидуальные особенности детей и подростков, возрастные особенности развития, физического и психологического состояния, владеть методиками адаптации и реабилитации, знать анимационные технологии при организации досуга и отдыха, создавать атмосферу благожелательности и гостеприимства, уметь разрешать конфликтные ситуации. Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что она способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их гражданской идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические знания и навыки, необходимые в любой жизненной ситуации, в том числе области здоровья сбережения. 6 Цель программы - развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Задачи: Воспитательные: - развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, повышение эффективности нравственного воспитания и подготовка допризывной молодёжи к службе в рядах ВС РФ. повышение престижа военной службы, совершенствование работы с допризывной молодежью области, социально-психологическая адаптация молодых людей к несению срочной воинской службы; воспитание чувства гордости и глубокого уважения к российской символике, историческим святыням, традициям и обычаям Родины; получение первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для прохождения военной службы по призыву, выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения; развитие общей культуры обучающихся; воспитание высоких морально – психологических качеств; физическое и психологическое развитие личности подростка; формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях; эстетическое развитие допризывной молодёжи. - приобщать к боевым и трудовым традициям российской и советской армии, разъяснять истоки героизма и самоотверженности российского народа; - воспитывать гордость за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им; - создавать условия для физического, психического, нравственного развития учащихся; - готовить к военной службе и работе в смежных областях. Образовательные: Знать: - меры безопасности во время занятий; -воинские традиции Советской и российской армии; -символы воинской чести; -государственную символику России; -элементы строя и обязанности в строю; -материальную часть автомата Калашникова; 7 - оказать помощь при чрезвычайных ситуациях - организацию привалов и ночлегов; - принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. – устройство и эксплуатацию БПЛА Уметь: - стрелять из пневматического и электронного оружия -выполнять строевые команды на месте и в движении; -выполнять сборку-разборку автомата АК-74; -выполнять приемы рукопашного боя; - организовать ночлег в полевых условиях; - ориентироваться на местности; - выполнять комплексы физических упражнений; – оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях; 1.12 Планируемые результаты ввод текста из программы Ожидаемые результаты. Знать: - историю создания и развития вооруженных сил на протяжении периода российской государственности; - памятные даты важнейших побед российских вооруженных сил; - Дни воинской славы России, города-герои и города воинской славы; - виды и рода войск современных Вооруженных Сил Российской Федерации, их назначение, состав, вооружение; - поражающие факторы современных средств поражения; - требования безопасности при выполнении стрельб; - основные положения Строевого устава Вооруженных Сил РФ в части выполнения одиночных строевых приемов и строевых приемов в составе отделения; - назначение и правила применения средств индивидуальной защиты; - основные тактико-технические характеристики и порядок неполной разборкисборки автомата Калашникова; - основы тактической подготовки - основы военной топографии - правила оказания первой помощи при ранениях и травмах. - основные тактико-технические характеристики БПЛА Уметь: - выполнять строевые приемы одиночные и в составе отделения; - выполнять неполную разборку-сборку автомата АК-74, снаряжать патронами магазин автомата; - выполнять нормативы по стрельбе из пневматической винтовки калибра 4,5 мм; - выполнять нормативы по стрельбе из электронного вида оружия - правильно использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; 8 - оказывать первую помощь при ранениях и травмах, в т.ч. останавливать кровотечения, проводить иммобилизацию конечностей, эвакуировать раненых, накладывать простые повязки, проводить сердечно-легочную реанимацию. Уметь применять БПЛА Предлагаемая программа состоит из восьми модулей I)История вооруженных сил России от Рюрика до наших дней; II)Безопасность жизнедеятельности; 1.основы медицинской помощи; 2.основы выживания в сложных условиях 3.гражданская оборона 4.средства индивидуальной защиты III) Уставы ВС РФ; 1.Права и обязанности военнослужащих 2.Геральдика ВС IV) Строевая подготовка 1.Строй и управление строем 2.Строевая стойка с оружием V)Стрелковая подготовка 1.Виды вооружений; 2.Сборка автомата Калашникова VI) Основы военной топографии 1.Ориентирование на местности 2.Топографические карты 3.Определение координат VII) Управление беспилотными летательными аппаратами. VIII) Общефизическая подготовка 9 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план Таблица№1 _ № 1. Содержание разделов и тем 1 год обучения всего теория прак часов тика Вводное занятие 1 История вооруженных сил России 4 1.1. Виды вооруженных сил. 1.2. 1 опрос 1 Символы воинской чести. Государственная символика. викторина 1 1.3. Полководцы и герои. форма аттеста ции 1 опрос 1 опрос 1.4 Локальные войны 2 Уставы ВС РФ; 2.1 Общие права и обязанности военнослужащих 1.5 зачёт 2.2 Взаимоотношения между военнослужащими 1.5 зачёт 2.3 Устав гарнизона караульной службы 1.0 зачёт 3 Виды вооружений 3.1 Виды вооружения ВС России 0.5 1.5 викторина 3.2 Виды вооружения НАТО 0.5 1.5 опрос 3.3 Автомат Калашникова АКМ74,устройство, назначение, тактико-технические характеристики 0.5 1.5 зачёт 4. Строевая подготовка 5 6 смотр строевой подготовки 12 4.1. Строй и его элементы 4.2 1 2 Строевая стойка и выполнение команд 2 10 4.3 Повороты на месте и в движении 2 4.4 Воинская честь. Строевые приемы 2 4.5 Подход к командиру 2 4.6 Строевые приёмы и движение с оружием 2 5. Основы выживания в сложных условиях 10 2 5.1. Основы ориентирования на местности 1 зачёт наблюдение во время пребыв. в спортивном лагере наблюдение во время пребывания в лагере 1 пребыв. в спортивном лагере 5.3. Организация питания в полевых условиях 1 наблюдение 5.4. Костровое хозяйство. Меры безопасности. 1 наблюдение 5.5. Виды узлов. Способы переправы через овраги, водоёмы 1 наблюдение 5.6. Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий 1 зачёт 5.7. Правила транспортировки раненых 1 зачёт Принципы оказания первой медицинской помощи в 5.8. чрезвычайных ситуациях при различных травмах 1 письменный зачёт 5.2 Организация привалов и ночлегов 6 Стрелковая подготовка 6.1 Стрелковое оружие и электронные тренажёры 1 соревнование 6.2 Уход за стрелковым оружием 2 наблюдение 6.3 Разборка и сборка АК 2 зачёт 8 11 1 2 соревнов. стрелков 1.5 соревнования по СРП 0.5 1.5 зачёт 0.5 1.5 зачёт 6 1 5 соревнования по СРП Управление беспилотными летательными аппаратами. 6 1 5 соревн. по управл. БПЛА 8 Общефизическая подготовка 6 6 сдача норм ГТО 9 Участие в спортивных соревнованиях 4 - 4 10 Контрольно- итоговые занятия 2 2 - 11 Итоговое занятие 1 1 - Всего часов: 72 19 53 6.4 Учебные стрельбы 7 Основы военной топографии 7.1 Ориентирование на местности 0.5 7.2 Топографические карты 7.3 Определение координат 7.4 Спортивная радио пеленгация 7.5 6 12 диагностика ЗУН 2.2 Календарный учебный график «Защитник Отечества» Тема занятия Вводное занятие Виды вооруженных сил. Символы воинской чести. Государствен ная символика. Колво часов Время № проведения заня Дата занятия тия 1 1 1 беседа 2 беседа с видео презента цией 3 беседа с видео презента цией 1 4 Локальные войны 1 5 Виды вооружения НАТО Место прове дения Форма контроля 1 Полководцы и герои. Общие права и обязанности военно служащих Взаимо отношения между военно служащими Устав гарнизона караульной службы Виды вооружения ВС России Форма занятия беседа с видео презента цией беседа с видео презента цией опрос викто рина опрос опрос 6,7 беседа с видео презента цией зачёт 8,9 беседа с видео презента цией опрос 1 10 теорити ческое занятие зачёт 2 11, 12 теорити ческое занятие зачёт 13, 14 беседа теорити ческое занятие зачёт 2 2 2 13 Автомат Калашникова АКМ74,устройство, назначение, тактикотехнические характери стики Строй и его элементы Строевая стойка и выполнение команд Повороты на месте и в движении Воинская честь. Строевые приемы Подход к командиру Строевые приёмы и движение с оружием Основы ориентиро вания на местности Организация привалов и ночлегов Организация питания в полевых условиях 2 комбини рованное теорити ческое занятие практи ческое 15, 16 зачёт, соревн ование 2 17, 18 практи ческое смотр строевой подготовки 2 19, 20 практи ческое смотр строевой подготовки 2 21, 22 практи ческое смотр строевой подготовки 2 23, 24 практи ческое смотр строевой подготовки 2 25, 26 практи ческое смотр строевой подготовки 2 27, 28 практи ческое смотр строевой подготовки 1 29 теорити ческое 1 30 практи ческое 1 31 практи ческое 14 наблюдение во время пребыв. в спортивном лагере наблюдение во время пребыв. в спортивном лагере наблюдение во время пребыв. в спортивном лагере Костровое хозяйство. Меры безопасности. Виды узлов. Способы переправы через овраги, водоёмы Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы препятствий Правила транспорти ровки раненых Принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях при различных травмах Стрелковое оружие и электронные тренажёры Уход за стрелковым оружием Разборка и сборка АК 1 32 практи ческое наблюдение во время пребыв. в спортивном лагере 1 33 практи ческое наблю дение 1 34 соревнов ание наблю дение 1 35 практи ческое зачёт 36, 37 комбини рованное теорити ческое занятие практи ческое письмен ный зачёт отработка на манекене 2 2 38, 39 2 40, 41 2 42, 43 комбини рованное теорити ческое занятие практи ческое комбини рованное теорити ческое занятие практи ческое комбини рованное теорити 15 соревно вание зачёт зачёт соревно вание ческое занятие практи ческое Учебные стрельбы Соревнования «Ворошиловский стрелок» Ориентиро вание на местности 2 44, 45 соревнова ние зачёт соревно вание 2 46, 47 соревнова ние зачёт 48, 49 практи ческое зачёт 2 соревно Топографи ческие карты Определение координат Спортивная радио пеленгация Управление беспилотными летательными аппаратами. упражнения для развития быстроты ловкости упражнения для развития силы и выносливости Обще физическая подготовка Участие в спортивных соревнованиях 50, 51 практи ческое 2 52, 53 комбини рованное теорити ческое занятие практи ческое контро льная проверка 2 54, 55 соревнова ние соревно вания по СРП 2 56, 57 соревнова ние соревн. по управл. БПЛА 2 58, 59 практи ческое наблю дение 2 60, 61 практи ческое наблю дение 62, 63 практи ческое сдача норм ГТО 64, 65 практи ческое соревно вание 2 2 2 16 вания по СРП Участие в спортивных соревнованиях «Зарница» Участие в спортивных соревнованиях «Орлёнок» Контрольноитоговые занятия Итоговое занятие 2 66, 67 практи ческое соревно вание 2 68, 69 практи ческое соревно вание 2 70, 71 теорити ческое 1 72 17 диагнос тика ЗУН III. Содержание программы Вводное занятие: Вводное занятие - 1 час. Тема №1. Знакомство, составление списков. Тема № 2. Знакомство с содержание программы, задачи обучения по каждому разделу и порядок проведения специальной военной подготовки. Тема №3. Обязанности обучаемых и правила их поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ. История Вооружённых сил: Военно-историческая подготовка - 4 часов. Тема № 1. Рода и виды вооружённых сил. Тема № 2. Великие полководцы России. Тема № 3. Геральдика ВС. Тема № 3. Защитники Отечества в локальных войнах и военных конфликтах современности. Практика: Викторина Форма контроля: Педагогическое наблюдение, тестирование. Уставы ВС РФ -5 часов Тема №1 Общие положения строевого устава Тема №2. Взаимоотношения между служащими. Воинская вежливость и неуставные отношения. Тема №3 Устав гарнизонной и караульной службы. Тема №4 История и становление воинских уставов. Воинские ритуалы. Тема №5. Общие положения устава гарнизонной, комендантской и караульной служб. Практика: Викторина Форма контроля: Педагогическое наблюдение, тестирование. Виды вооружений -6часов Тема№1. Стрелковое оружие и бронетехника ВС России. Тема№2. Стрелковое оружие и бронетехника ВС НАТО Тема№3. Автомат Калашникова. История создания. Модификации, тактикотехнические характеристики. Устройство и принцип работы. Практика: Педагогическое наблюдение, тестирование. Строевая подготовка-12 часов Тема №1. Строевая подготовка. Одиночные строевые приемы и движение без оружия. Тема №2. Движение строевым шагом. Повороты на месте и в движении. Тема №3. Строевая подготовка. Одиночные строевые приемы и движение без оружия. Тема №4. Движение строевым шагом. Повороты на месте и в движении. Тема №5. Отдание воинского приветствия на месте и в движении. 18 Тема №6. Строевые приемы в составе отделения. Практические занятия по строевой подготовке Основы выживания в сложных условиях-10 часов Тема№1 Ориентирование на местности Тема№2. Привалы и ночлеги. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов. Практическое занятие: установка палатки, оборудование бивака. Тема №3. Организация питания в полевых условиях. Питание войск в полевых условиях. Составление и гигиеническая оценка раскладки продуктов. Практическое занятие: приготовление пищи в походных условиях. Тема №4 Костровое хозяйство. Меры безопасности. Типы костров. Место для костра. Разжигание костра. Безопасность. Тема №5. Виды узлов. Способы переправы. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепления концов верёвок. Специальные узлы. Тема №6. Виды ранений и травм. Общие правила оказания первой помощи при ранениях и травмах. Практика: Преодоление различных препятствий, эвакуация раненых, оказание первой, медицинской помощи. Стрелковая подготовка -8часов Тема №1 Техника безопасности при стрельбе Тема №2 Уход и обслуживание Тема №3 Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Тема №4 Неполная разборка и сборка АК-74. Снаряжение магазина патронами. Действующие нормативы разборки-сборки АК-74 Отработка практических навыков разборки-сборки автомата Калашникова. Практические занятия: Выполнение нормативов Тема №5. Пневматическая винтовка калибра 4,5 мм. Меры безопасности при стрельбе. Практические занятия: Учебные стрельбы. Основы военной топографии: -6часов Тема №1. Основы ориентирования на местности. Тема №2. Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Тема №3. Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования. 19 Тема №4. БПЛА устройство и назначение. Практическое занятие: чтение карты и определение своего местонахождения на карте. Поиск контрольных пунктов на местности. Запуск БПЛА (дрона). Разведка при помощи дрона. Спортивная радио пеленгация -6часов Тема №1.Устройство и назначение радиоприёмников Тема №2. Поиск «ЛИС» на различных волнах. Тема №3. Практические занятия. Общефизическая подготовка: -6часов Практические занятия: Тема №1. Упражнения на развитие быстроты и скорости. Тема №2. Упражнения на развитие ловкости. Тема №3. Упражнения на развитие силы и выносливости. Участие в спортивных соревнованиях: -4часов Практические занятия: Сдача норм ГТО Военно-спортивная игра «Зарница» Военно-спортивная игра «Орлёнок» Соревнования по пулевой стрельбе «Ворошиловский стрелок» Контрольно- итоговые занятия Смотр «Строя и песни» Конкурс «Доврачебная помощь» Викторина «Геральдика ВС России» Конкурс «Диктант Победы» Заполнение диагностических карт Итоговое занятие Уборка класса. Задание на лето по общей физической подготовке. Прочтение военно- исторической литературы 20 IV. Методическое обеспечение МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Но главным образом, на поддержку подростка, имеющего проблемы психического, социально-бытового или социально-экономического плана. Важнейшее требование к занятиям: дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний. Нами предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного материала. Методы, используемые в процессе обучения условно можно разделить на группы: методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности; 23 методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности; методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему упражнений и тренировок. Основные формы работы: лекция, беседа, просмотр презентаций и видеоматериалов; практическое изучение основ военной службы, включая отработку строевых приемов, навыков сборки-разборки автомата Калашникова, стрельбы из пневматической винтовки, способов оказания первой помощи при ранениях и травмах, использования средств индивидуальной защиты Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе. Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба. Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение. Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п. Может сопровождаться показом. Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных умений, знаний и навыков. Метод состязательности – поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация достижений обучаемых, определение ошибок и путей их исправления. Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа) дает возможность для согласованного воздействия на обучаемого, педагогов и родителей. 21 Основными формами обучения являются: теоретические занятия; практические занятия; военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, турниры; встречи с ветеранами военной службы, ветеранами боевых действий; экскурсии. В основе образовательного процесса лежат следующие элементы развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, сотрудничества, игровые, здоровье-сберегающие. Для полноценного проведения занятий предусмотрено оборудование и снаряжение: Приложение таблица №1 22 следующее V. Диагностический инструментарий Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Усвоение программы проверяется путем обсуждения, тестирования, подготовки сообщений и презентаций по темам занятий, выполнения нормативов по стрельбе, разборке-сборке автомата, надеванию средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, выполнения практических заданий по оказанию первой помощи. Участие в соревнованиях «Орлёнок», «Зарница», «Спортивное ориентирование», «Ворошиловский стрелок» Два раза в год проводится диагностика ЗУН Программу реализует педагог дополнительного образования, предпочтительнее имеющий высшее военное образование, соответствующее профилю деятельности Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях; проведение психологического тестирования по проверке базовых знаний, умений и навыков; побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности; применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются: 1. Анализ результатов диагностики, сдачи зачетов, нормативов. 2. Анализ результатов участия обучающихся в соревнованиях. 3. Анкетирование, тестирование, собеседование. Основной метод диагностики уровня знаний и воспитанности детей – педагогическое наблюдение и тестирование. Уровень знаний и умений полученный при изучении разделов «Строевая подготовка», «Огневая подготовка» и «Прикладная подготовка» проверяется во время участия в соревнованиях, по строевой подготовке – ежегодном смотре строя и песни. Уровень теоретической подготовки отслеживается методом педагогического наблюдения и тестирования. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Тесты, викторины, промежуточные и итоговые тесты, карточка учета результатов обучения, участие в соревнованиях, конкурсах. Анкетирование, опрос учащихся позволяют выяснить состояние и динамику развития обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на обучающихся. 23 VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ. 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.2012 № 12-ФЗ (извлечения) редакция -2022г. 2. Мухортов Ю.М. «Выживаемость в полевых условиях. Методическое пособие для курсантов Вузов ФПС РФ». Голицыно, 2018г. 3. «Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. Гражданская оборона. Пособие» М., Воениздат, 2020г. 4. Шойгу С.К. «Не пустить беду на порог. Гражданская защита» М., 2018г. 5. Саньков В.Я. «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». М., 2022г. 6. «Ориентирование и топография. Пособие для курсантов Вузов». М., Воениздат, 2000г. 7. Колядков А.А. «В помощь туристу» М., 2021г. 8. Дворкин А.Д. «Стрельба из пневматических винтовок». М., 2020г. 9. «Стрелковый спорт и методика преподавания» М., Фисе, 2018г. 10. Законы РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О деятельности различных видов силовых структур» 11. «Военная история России. Учебник для Вузов» М., Воениздат, 2021г. 12. «Вооруженные силы зарубежных стран». М., Воениздат., 2018г. 13. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: состояние, проблемы, перспективы развития. / Материалы научно - практической конференции «Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в XXI веке». – М.: ЦРСДОД, 2000. 14. Бочаров В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Авторе. диск. док. под, наук. - М., 2021. - 32 с. 15. Будилова Л. Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образование детей. Авторе. диск. на сосиски, учен. степ. канд. под. наук (13.06.00) /Ин-т педагогики соц. работы Рос. акад. образования, 2000. 16. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – 128 с. 17. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000. 18. Сироткин Л.Ю. Теория и практика формирования социально - устойчивой личности учащегося: Автореферат диск. док. под. наук. - Казань, 2021. - 39 с. Литература для обучающихся. 1. Ю.К. Сорокин «Атлетическая подготовка допризывника», М. «Советский спорт» 2000г. 2. Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных заведений / Под ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение 2021. 3. Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся 6-8 классов средней школы. М. 2000г. 24 4. Военная топография. М. Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966. 5. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне 6. (Энциклопедия военного искусства). – М. Литература, 2000. – 480с. 7. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,2002.г- 226с. 8. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 2000.- 552с. 9. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 2000. 10.Подготовка разведчика. – Мн. Харвест, М.: АСТ, 2001. – 400с. – 11. Ю.К. Сорокин «Атлетическая подготовка допризывника», М. «Советский спорт» 2000г. 12. Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных заведений / Под ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение 2021. 13. Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся 6-8 классов средней школы. М. 2000г. 25 VI. Приложение VII. Оборудование и снаряжения Таблица 1. № Наименование Количество Помещения 1 Зал многоцелевой спортивный 1 2 уличная спортивная площадка для физ.подготовки 1 3 Помещение с рабочими столами. 1 4 Тир 1 Оборудование и снаряжение 1 Квадрокоптеры 4 шт. 2 Респираторы 4 шт. 3 Макет АК-74 1 шт. 4 Мячи 5 шт. 5 Ковер борцовский 6 Гантели разновесовые 8 пар 7 Гири разновесовые 4 шт. 8 Штанги разновесовые 3 шт. 9 Станки спортивные разноцелевые 5 шт. 10 Прыгалки 5 шт. 11 Мешок боксерский висячий 2 шт. 12 Манекен для оказания мед. помощи 1шт 13 Аптечка санитарная 1 шт. 14 Жилет защитный для рукопашного боя 2 шт. 15 Шлем защитный для рукопашного боя 2 шт. 16 Шлем защитный боксерский 6 шт. 17 Форма военная 18 19 1комплект 5 комплектов Турник навесной 4 шт. ВПХР 7 шт. 26 20 Рентгенметр 2 шт. 21 ДП 24 2 шт. 22 Комплект химзащиты ОЗК 3 шт. 23 Противогаз 5 шт. 24 Фляга полевая 5 шт. 25 Рюкзак туристический 5 шт. 26 Коврик туристический 5 шт. 27 Спальный мешок 2 шт. 28 Палатка 4-хместная 3 шт. 29 Носилки санитарные 2 шт. 30 Сумка санитарная 2 шт. Технические средства 1 Компьютер 1 шт. 2 пневматическая винтовка – 4 штуки 2шт 3 пульки для стрельбы из пневматического оружия – 1000 штук 1000шт 4 плакаты и стенды по огневой подготовке 12штук плакаты по строевой подготовке 5 1 комплект плакаты по общевоинским Уставам 1 комплект 6 учебные гранаты 2шуки 7 Комплект мультимедийного оборудования 1 шт. «Электронный тир» 27 АНКЕТА Увжаемые ученики! Обведите, пожалуйста, кружочком те варианты ответов, которые более всего соответствуют Вашему мнению. 1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? а) любовь к Родине; б) любовь к своей семье, близким; в) память о подвигах ваших предков, героев ВОВ; г) прославление побед Родины; д) любовь к родному городу, деревне, дому. 2. Какими качествами должен обладать патриот? Ответ:_________________________________________________________ 3. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа? -да -нет 4. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? а) школа; б) родители; в) учителя; г) друзья. 5. В каких мероприятиях Вы бы хотели участвовать? а) патриотические клубы и центры; б) фестивали и конкурсы патриотической направленности; в) военно-спортивные игры; г) музеи патриотической направленности, экскурсии; д) встречи с ветеранами 28 Индивидуальная карточка учёта проявления творческих способностей Фамилия, имя ребёнка________________________________________ Возраст____________________________________________________ Название детского объединения________________________________ Ф.И.О. педагога_____________________________________________ Дата начала наблюдения______________________________________ № Параметры результативности Оценка (баллы п/п ) 1 2 3 4 1. Участие в проведении праздников, концертов 2. Участие в конкурсах 3. Работа по образцу 4. Работа с внесением изменений 5. Работа над своим вариантом 6. Конструирование 7. Владение техникой 8. Придумывание композиций 9. Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию Общая сумма баллов: Баллы: 1 – не умею 2 – умею иногда 3 – умею с чьей-то помощью 4 – умею, но в зависимости от сложности материала 5 – умею всегда Оценка результатов по уровням: Низкий уровень – 9 – 18 баллов Средний уровень – 19 – 36 баллов Высокий уровень – 36 – 45 29 5 Карта оценки результативности реализации образовательных программ Название программы, ее длительность ____________________________________ Фамилия, имя, отчество педагога ________________________________________ Фамилия, имя учащегося _______________________________________________ Год обучения по программе _____________________________________________ Характеристи Оценка уровня результативности Параметры Характеристика ка низкого Очень Удовлет Очень результативности Слабо Хорошо высокого уровня слабо ворит. хорошо уровня реализации результативност результативн программ и 1 2 3 4 5 ости Информация Опыт освоения освоена теоретической Информация полностью в информации не освоена соответствии с (объём, прочность, задачами глубина) программы Опыт Способы практической деятельности деятельности Способы освоены (степень освоения деятельности полностью в способов не освоены соответствии с деятельности: задачами умения и навыки) программы Отсутствует Приобретён позитивный полноценный, опыт разнообразный, эмоционально адекватный Опыт -ценностных содержанию эмоциональноотношений программы опыт ценностных (проявление эмоциональноотношений (вклад элементов ценностных в формирование агрессии, отношений, личностных защитных способствующи качеств учащегося) реакций, й развитию негативное, личностных неадекватное качеств поведение) учащегося Приобретён опыт Освоены самостоятельной элементы творческой репродуктивн деятельности Опыт творчества ой, (оригинальность имитационно , й индивидуальнос деятельности ть, качественная завершенность результата) Приобретён Общение опыт Опыт общения отсутствовало взаимодействия (ребёнок и 30 закрыт для общения) Осознание ребёнком актуальных достижений. Фиксированный успех и вера ребёнка в свои силы (позитивная «Я-концепция») Мотивация и осознание перспективы сотрудничества в системах «педагогучащийся» и «учащийсяучащийся». Доминируют субъектсубъектные отношения Рефлексия отсутствует Актуальные достижения ребёнком осознаны и сформулирован ы Мотивация и осознание перспективы отсутствуют Стремление ребёнка к дальнейшему совершенствова нию в данной области (у ребёнка активизированы познавательные интересы и потребности) Общая оценка уровня результативности: 7-20 балла – программа в целом освоена на низком уровне; 21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; 29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне. 31 Анкета в помощь педагогу Информационная карта освоения учащимися образовательной программы Название программы, ее длительность______________________________________ Фамилия, имя, отчество педагога___________________________________________ Фамилия, имя воспитанника______________________________________________ Год обучения по программе______________________________________________ Оценка педагогом результативности освоения программы Параметры № результативности освоения 1 балл 2 балла 3 балла программы (низкий (средний (высокий уровень) уровень) уровень) 1. Опыт освоения теории Опыт освоения 2. практической деятельности Опыт творческой 3. деятельности Опыт эмоционально4. ценностных отношений Опыт социально-значимой 5. деятельности Общая сумма баллов: Обработка анкет и интерпретация результатов. Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов): 1-4 балла – программа в целом освоена на низком уровне; 5-10 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; 11-15 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне. 32 33